М.Хазин отмечает, что Путин это отлично понимает (ну, или чувствует) – и пытается заставить что-то делать правительство нынешнее. «Я уже объяснял, почему это у него не получится (главная причина тут в том, что для достижения такого результат нужно реформировать администрацию, а он пока к этому не готов), но еще какое-то время он с этой работой проколупается. А вот дальше нужно будет что-то делать ... Что? И вот тут и меня и есть гипотеза о том, для чего можно использовать пресловутый Фронт. Я, разумеется, совершенно не уверен, что именно для этого он и создавался, более того, скорее всего, совершенно для другого. Но ничего другого конструктивного, кроме того варианта, который я предлагаю ниже, пока не видно», - пишет экономист.
По словам Хазина, главная проблема Путина состоит в том, что работать в рамках либеральной парадигмы уже достаточно опасно, а альтернативы просто нет. «Либералы не просто завели экономическую ситуацию в серьезный спад, они еще и не предлагают никаких реальных рецептов – только повторение старых, давно скомпрометированных методов, эффективность которых в условиях мирового кризиса весьма сомнительна. Собственно, почему эти методы, которые уже привели к спаду, могут из спада вывести – вопрос, на который ответа просто нет», - отмечает экономист.
По его словам, «беда состоит в том, что тот же Путин, в 90-е годы на фоне постоянного роста (а спада в период его управления страной практически не было), полностью вытеснил в маргинальную сферу все силы, которые не поддерживали либеральные реформы». «И в результате сегодня он оказался в вакууме – в администрации либералы, в ЦБ – либералы, в правительстве – либералы, во всех близких к власти экспертных структурах – либералы, в крупных СМИ - либералы. Малейшая попытка только поговорить о нелиберальных методах управления экономикой вызывает такой вопль во всех "респектабельных" структурах, от СМИ до госорганов, что обсуждать что-то серьезно становится совершенно невозможно. Дискуссия о возможном назначении С.Глазьева председателем Центробанка это показала в полной мере – реальные его мысли никто обсуждать не дал, вся пресса была переполнена гнусными сплетнями и прочей пакостью», - подчеркивает экономист.
Он также отмечает, что «без обсуждения создать какую-то разумную стратегию невозможно – даже либералы, которые получают свои стратегии в готовом виде из МВФ или Госдепа США, все равно их активно «обсуждают» в СМИ – чтобы все к ним привыкли». «А уж альтернативные стратегии точно нужно обсуждать. По этой причине Путин находится в тупике: либеральная парадигма настоятельно требует замены, но «отработать» эту замену невозможно – из-за монополии либералов», - пишет Хазин.
И вот здесь, по его словам, возникает естественное решение. «Народный фронт – явно нелиберальное образование. И оно может стать той площадкой, в камках которой может проходить и разработка, и обсуждение альтернативной стратегии. Делается это достаточно просто – просто то имени Фронта нанимаются группы, которые могут написать такую стратегию (их вполне может быть несколько), а затем результаты их работы публикуются и обсуждаются. Именно под это обсуждение, кстати, и можно сделать новую серьезную деловую газету – поскольку цензурируемые в либеральном духе «Ведомости» и «Коммерсант» становятся уже явной проблемой для власти», - говорится далее в статье.
Кстати, отмечает экономист, тот же Фронт сможет стать той структурой, которой сегодня нет в администрации Президента – системой «авторского контроля» за тем, насколько правительство реально выполняет задачи, поставленные Президентом. «Именно отсутствие такой структуры в его администрации (окончательно разрушенной к лету 1998 года) и ставит Путина в безнадежное положение в его противостоянии с правительством – он просто не может адекватно оценить, что же оно реально делает. Пока правительство обеспечивало экономический рост, это никого в Кремле не волновало, сегодня это настоятельная необходимость – но опыта и времени на организацию соответствующей работы просто нет, я об этом уже неоднократно писал», - напоминает Хазин.
В заключение он отметил, что времени на реализацию описанного сценария практически нет – максимум до октября. «Затем соответствующее "окно возможности" будет закрыто, и, скорее всего, придется уже переходить к чрезвычайным мерам. Вот и посмотрим, смогут ли кремлевские чиновники в таких жестких условия сделать что-то конструктивное», - заключил Михаил Хазин.