По данным опроса, 64% наших сограждан называют себя православными, 6% - мусульманами, по 1% - относятся к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян вообще в Бога не верят.
На вопрос о том, всегда ли их нынешние религиозные убеждения были именно такими или эти воззрения менялись с годами, четверть россиян честно признали: менялись. У 70% при этом переоценки религиозных ценностей в жизни не случалось.
Также социологи выделили несколько подгрупп среди православных христиан – воцерковленные (12% от числа всех опрошенных; они посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило), полувоцерковленные (33%; посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие), немного воцерковленные (31% от всех православных; посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины - 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов); слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных), которые очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами.
По сравнению с 2000-м годом, подчеркивают аналитики ФОМ, количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих). А вот число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть в России происходит рост воцерковленности.
По мнению обозревателя Российской газеты, священнослужителей результаты опроса вдохновят вряд ли. «Назвать наших сограждан глубоко и истово верующими все-таки нельзя. Мы дети светского общества, где Церковь отделена от государства, а школа от Церкви. В вопросах веры мы больше исполняем ритуалы, чем проникаем в духовную суть религии. И хотя высокая мораль в нашем обществе, как ни крути, имеет в своей основе именно религиозные постулаты, чаще христианские ("не укради", "не убий", "не сотвори себе кумира" и т.п.), в вопросах веры мы люди скорее темные, чем продвинутые. Хоть и достаточно искренние и не склонные лицемерить, особенно в беседе с социологами», - полагает автор статьи в РГ.
Мы попросили прокомментировать данные опроса известного ученого, к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.
Подобные опросы вызывают у меня глубокое сомнение по целому ряду позиций. Мне кажется, что опрос ангажирован, и цель его одна - представить народную религиозность совершенной фикцией. Я не могу поверить, что 52% считающих себя православными людьми, и 25% тех, кто считает себя воцерковленными, никогда не читали Евангелие. Это просто смешной вывод, учитывая, что большая часть этих людей - образованные люди, ведь даже, чтобы сделать реферат по культурологии и прокомментировать картину «Возвращение блудного сына» или для того, чтобы прочитать «Преступление и наказание», в Евангелие заглянуть приходится.
Мне просто смешно, когда говорят, что только 6% молятся за близких. Временами люди забывают молиться за себя, но уж ближнего помянут. Сколько раз мне доводилось быть свидетелем в церкви, когда приходили люди явно невоцерковленные, но с желанием поставить свечку либо за живого, либо за умершего друга или родственника. Очень многие приходят именно для того, чтобы помолиться не о себе, а о других. Альтруизм, слава Богу, в русском человеке до конца не истреблен.
Что касается терминологии, то выражение «получить от Бога наставление» является не слишком современным и вовсе не русским. Весь соцопрос вызывает у меня очень большие сомнения в достоверности результатов и корректности вопросов. На мой взгляд, вряд ли можно найти более ложную дисциплину, чем статистика.
В качестве анекдота могу привести такой пример. В 1900 году Сербией, Болгарией и Грецией была опубликована статистика по национальному составу спорной Македонии. Согласно болгарским данным, в 1900 году в Македонии проживало 2258224 человека. Из них 1181000 болгар, 228702 грека, 700 сербов, 80000 валахов, 128000 албанцев, 499000 турок, 67000 евреев. Официальной сербской статистикой в Македонии насчитывалось 2048320 сербов, 57000 болгар, 231000 турок, 201000 греков, 165000 албанцев, 69000 валахов, 64000 евреев. Согласно греческой статистике, в Македонии проживало 1728000 человек, из них 652000 греков, 332000 болгар, 634000 турок, 25000 валахов и 53000 евреев.
Все эти три статистики сходились только в одном - сколько проживает в Македонии евреев. В остальном - полная противоположность. Почему? Надо было обеспечить приоритет своей нации в спорном районе, и для этого даже в сравнительно простодушном начале ХХ века люди шли на немыслимые мистификации. Учитывая наш век информационных технологий и, мягко говоря, подмоченную репутацию Фонда Общественное Мнение, который не отражает это мнение, а пытается его формировать, все эти данные нуждаются в проверке и даже по своей структуре являются недостоверными.