13 июня в Екатеринбурге состоялся уникальный форум «Социально-духовная адаптация, профориентация и трудоустройство выпускников детских домов», объединивший на одной площадке государственные и общественные организации, сообщает Ресурсный центр «Семья Димитрия Солунского». Форум выявил несколько проблем выпускников детских домов, которые необходимо решать всем обществом: социальное сиротство при живых родителях, привычка к иждивенчеству, их неспособность спланировать свое будущее и добиваться поставленных целей, ограничения по здоровью и интеллектуальному развитию для приобретения многих специальностей.
Открыв форум, заместитель председателя Ресурсного центра «Семья Димитрия Солунского» Владимир Мужиканов сказал, что покидая стены детдомов, ребята часто не готовы к тем опасностям и трудностям, которые их подстерегают: «Стоит серьезно подумать о духовно-социальном становлении этих детей, ведь они - такой же будущий генофонд страны, как и «семейные» дети. Спасение их судеб или равнодушие к ним неизбежно повлияет на будущее России. Пора объединять ресурсы государства и общественных организаций».
В России преобладает не настоящее, а социальное сиротство, родители у детей есть, но либо лишены родительских прав, либо сидят в тюрьме. Поэтому тенденция такова: надо не механически сокращать количество детских домов, а работать с родными и приемными семьями, осуществляя тем самым профилактику сиротства.
Нередко родители добровольно отдают детей в детдом из-за временных материальных трудностей, неспособности обеспечить семью самым необходимым. Бывает и так, что дети попадают в детдом в возрасте 14-15 лет, когда за год-два до выпуска даже самые лучшие педагоги адаптировать их к нормальной жизни не успеют. Эффективнее сработает в данном случае государственный патронат неблагополучной семьи в целом, когда ребенок и родители живут вместе, и им помогают преодолевать трудности. Иначе одиноких детей после детского дома придется соцслужбам опекать еще до 23 лет.
Ольга Истомина, заместитель директора Центра социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района Екатеринбурга, поделилась опытом комплексного постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников детских домов: «У них есть общие проблемы: недоверие к окружающему миру, защитная реакция в виде безразличия, агрессия, нежелание общаться с биологическими родителями, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, склонность к иждивенчеству (считают, что все им должны), не планируют, что будет завтра, не видят перспективы. Каждый пятый не желает учиться, соблюдать социальные нормы, привык к низкому уровню жизни. На территории Кировского района мы сопровождаем 29 выпускников до 23 лет. И в ПТУ все вышеперечисленные проблемы уже крайне трудно сдвинуть в мертвой точки, надо начинать раньше. Или нам нужны такие люди в качестве наставников, которые готовы помимо рабочего тратить и свое личное время, чтобы корректировать жизнь детдомовца и после учебы, и после отбоя».
Вячеслав Кривель, заместитель директора Департамента по труду и занятости, в свою очередь, говорит, что еще в старших классах подросткам надо рассказывать о наиболее востребованных профессиях, устраивать профориентирующие экскурсии, иначе будем плодить иждивенчество: «Сейчас в год департамент принимает на учет 500-700 выпускников детских домов из них 120-150 обучает востребованным профессиям. Но постановка детей на учет в службу занятости - палка о двух концах. С одной стороны - какая-то материальная для них поддержка. С другой - поощрение бездельничества. Если максимальный размер пособия по безработице у педагога, например, 5635 руб., то выпускникам детдомов в течение 6 месяцев мы должны выплачивать эквивалент средней заработной платы, то есть 26 794 руб. Понятно, что эти полгода никто из них даже и не помыслит о работе. Надо вводить институт наставничества на предприятиях для таких выпускников и опекать при трудоустройстве, последовательно приучать к самостоятельному труду», - подытожил Вячеслав Кривель.
«Начинать формировать цель жизни и волю, чтобы достигнуть то, что наметил, у воспитанников детских домов необходимо уже с 4 класса, - считает участник форума Марк Ицкович, координатор психосоциальной помощи Службы охраны материнства и детства Минздрава Свердловской области. - Для успешной интеграции в жизнь общества необходимо помочь ребенку установить несколько позитивных социальных контактов. Полезно и взаимодействие с «домашними» детьми».
Андрей Петров, помощник военного комиссара Свердловской области, обнадежил собравшихся и предложил эффективный путь адаптации «государственных» детей в самостоятельной жизни: «Военная служба - идеальный вариант для трудоустройства воспитанников детских домов. Дети привыкли к иждивенчеству - армия им предоставляет все необходимое для жизни: еду, кров, одежду. Они привыкли к внешней дисциплине - военный обязан подчиняться. Им трудно представить свое ближайшее будущее - об этом позаботится командир». В России идет активное восстановление разоренных военных училищ и 38 учебных заведений - военно-воздушные, военно-морские, космические, внутренних войск, связи и другие в Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени, Рязани, Воронеже, Серпухове, Сызрани и на Дальнем Востоке ждут воспитанников детских домов - и мальчишек, и девчонок. Довольствие курсанта до заключения контракта - 2000 руб., после - 14-20 тыс. руб. (в зависимости от места службы), а зарплата лейтенанта 45-55 тыс.руб. Жильем военные обеспечиваются сейчас неплохо. Так что те, кто решит Родину защищать, будут себя чувствовать вполне благополучно. Мы готовы помогать выпускникам в трудоустройстве - у нас есть для этого рычаги». Единственное, что может помешать детдомовцу поступить на военную службу - это здоровье. У многих детей оно подорвано».
Светлана Блаженкова, начальник отдела государственного воспитания и коррекции Министерства образования Свердловской области, обратившись к участникам форума, отметила, что государственным органам не справиться в одиночку с проблемой постинтернатного сопровождения: «Нужна помощь общественных организаций. Например, мы давно сотрудничаем с Ресурсным центром «Семья Димитрия Солунского», с другими некоммерческими организациями. Нам нужны люди и организации-энтузиасты, которые готовы нам помогать в работе с детьми и семьями. Мы открыты для сотрудничества. В Свердловской области 61 детский дом, и, согласно общегосударственной политике сокращения, к концу года их останется 50. Успешные детские дома, где педагоги борются за каждого ребенка, будем оставлять, неуспешные, где работают, в основном, за зарплату - закрывать. От общественных организаций сегодня нужна помощь, чтобы эффективнее шла работа как с приемными семьями, так и с самими выпускниками».
Система государственного патронажа детей-сирот, и детей, лишенных родительского попечения, не вполне эффективна на всем протяжении периода ее существования. Даже трудоустроившись, бывшие воспитанники детских домов часто теряют работу, потому что не умеют выстраивать отношения и легко пасуют перед трудностями. Они не способны отстоять свои права на жилье, медобслуживание и образование, раскусить обман мошенников, поэтому часто остаются на улице и без профессии, которая может прокормить. А дальше дорога часто ведет их в криминальный мир.
По данным Главного управления федеральной службы исполнения наказаний, в Кировградской колонии для несовершеннолетних каждый десятый - детдомовец. Но это те дети, которым, как считает начальник отдела по воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными ГУФСИН по Свердловской области Роман Рябов, просто не помогли вовремя. «Подросток мог украсть потому, что хотел есть, например. Из девяти осужденных сирот - шести требуется психологическая коррекция, профилактика аутоагрессии, алкоголизма, наркомании. Здесь должны вместе работать Департамент занятости, наркологи, церковь, центр социальной помощи семье, куда возвращаются эти дети. Необходимо создать общежития временного содержания, где могут поселиться освободившиеся из колонии, и кабинеты бесплатной психологической и юридической помощи», - уверен Роман Рябов.
«Выпускники детских домов находятся под пристальным вниманием черных риэлтеров, - говорит Александр Загайнов, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. - Например, в отдельно стоящем доме в Тавде было предоставлено выпускникам 36 квартир, через полгода были заселены 6 квартир. В остальных жил кто угодно, только не бывшие детдомовцы. И здесь несколько проблем: они не привыкли платить ни за что, и быстро накапливают долги за квартиру, это бич, у них нет чувства гражданской ответственности; привыкли жить общежитием. Нет алгоритма самостоятельного проживания, поэтому бывшие детдомовцы либо живут вместе в одной квартире, а остальные сдают, либо беспечно уезжают на учебу или на работу в другие города, не заботясь о сохранности жилья».
Директор Сысертского детского дома Александра Мельникова говорит, что качество личности воспитанника напрямую зависит от вклада педагогов: «За 19 лет работы, у нас только двое получили судимость - один за драку в 26 лет, второй - за кражу. Чтобы при выходе даже из самого лучшего детского дома, выпускники смогли жить и самостоятельно, важно вернуть квотирование рабочих мест для молодых специалистов-выпускников детдомов и создать объединение предприятий, готовых брать студентов на практику после первого-второго курсов. Нужно больше учебных заведений, которые смогут обучать разным специальностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока у нас в области один только Сухоложский многопрофильный техникум, где по-домашнему заботятся о каждом учащемся».
Своим опытом духовно-социальной адаптации поделился и областной медицинский колледж. Его представители убеждены, что полезно вовлекать детей в добровольческие программы помощи другим людям, что такие мероприятия позволяют обрести детям необходимые коммуникативные навыки. Колледж ввел даже обязательные зачеты по социальной практике.
Наталья Поддубная, директор Первоуральского детского дома №1, представила программу «Становление» и поделилась опытом сотрудничества с предприятиями. «Надо убеждать, добиваться понимания у директоров предприятий, чтобы они брали наших детей под крыло, - уверена она. - В прошлом году мы работали с пятью предприятиями, в этом году откликнулось уже десять».
Помогать выпускникам найти свое место в родном крае готов и Ресурсный центр «Семья Димитрия Солунского». «В течение 2012-2013 учебного года мы реализовали первый этап проекта «Урал промышленный, духовный и культурный, - рассказала руководитель Центра духовно-социальной адаптации молодежи Ольга Копытова. - Это серия экскурсий, каждая из которых делится на три этапа: посещение предприятия, куда выпускник может прийти работать; знакомство со значимыми краеведческими объектами; посещение храмов, беседы со священниками. Дети побывали в налоговой, военных частях, на заводах, в музее русского быта, храмах Екатеринбургской митрополии. В конце каждой экскурсии у них загораются глаза, и просыпается интерес к обустройству своего будущего. Они готовы задавать кучу вопросов, думать, планировать, решать».
Чтобы выпускники детских домов смогли сформироваться во взрослых, которым по силам будет создать крепкие семьи, найти и удержать работу, стать полноправными членами общества и хозяевами своей судьбы, участники форума выработали предварительный проект Резолюции, предусматривающей следующие шаги:
- создание комплексной программы постинтернатного (постдетдомовского) сопровождения выпускников детских домов на уровне Свердловской области;
- разработка духовно-патриотической программы «Ураловедение», помогающей выпускнику найти свое место в родном крае;
- создание пунктов юридической и психологической помощи;
- формирование пула предприятий, готовых принять студента на практику или на работу и предоставить ему наставника;
- вовлечение детей в добровольческие программы;
- разработка и внедрение плана мероприятий, объединяющих «семейных» и детдомовских детей на одной площадке;
- создание системы помощи установления позитивных контактов в обществе;
- создание фонда общежитий временного проживания;
- создание системы духовно-социальной и профессионально-трудовой адаптации с 4-5 класса;
- увеличение рабочих квот для выпускников детдомов, освобождающихся из колоний и молодых специалистов, заканчивающих учебные заведения;
- разработка системы профилактической помощи неблагополучным семьям;
- создание специальных программ обучения профессии и адаптации к самостоятельной жизни детей с серьезными нарушениями здоровья;
- ввести курс социально-адаптирующих экскурсий для воспитанников детских домов, расположенных в удаленных населенных пунктах.
Форумы, посвященные решению вопросов по социально-духовной, профориентирующей и трудовой адаптации выпускников детских домов, инициатор проекта Ресурсный центр «Семья Димитрия Солунского» планирует сделать ежеквартальными с публикацией пошаговых отчетов о проделанной работе.