В числе прочего участники акции требовали исключить строчки с религиозным содержанием из гимна России, прекратить проповеди на государственных телевизионных каналах, не принимать законы о защите чувств верующих, не вводить религиозное просвещение в школах, а также не допускать публичного участия первых лиц государства в религиозных мероприятиях.
Кроме того, в интернете наделало шуму увольнение сотрудника МИФИ Антона Буслова, который ушел из протеста против открытия в этом вузе кафедры теологии (следует отметить, что сам Буслов подчеркивает: возмущают его не действия Церкви, а действия ректора МИФИ). Сейчас собирают подписи под требованием эту кафедру закрыть.
«Открытие кафедры теологии в МИФИ воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества... Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 14) и со здравым смыслом тоже. В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа. Появление такой структуры в современном политехническом вузе (создан СНК СССР в 1942 году) мировой практике противоречит и является нелепым. Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы… Проникновение церкви в систему государственного образования трудно охарактеризовать иначе, как действия вне закона. Требуем немедленно прекратить деятельность этой «кафедры» и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений», - говорится в письме, которое подписали 90 академиков и членов-корреспондентов РАН.
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти выступления.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что действительно в последнее время мы видим активность атеистических сообществ.
«Если раньше они были раздроблены, то сейчас происходит подъем атеистического духа, проходят разные мероприятия - вот как в Томске. Да, мы как православные христиане отчасти сами в этом виноваты. Если бы мы являли образ Христовой Церкви, были бы истинными и подлинными христианами в евангельском духе, то, возможно, такого бы не было. Эти события – упрек нам. С другой стороны Церковь и вера в Бога всегда будут подвергаться нападкам, потому что свет никогда не смешивается с тьмой. Здесь вечная борьба добра и зла. Нет ничего плохого в открытии кафедры теологии. Наоборот это говорит о том, что научные знания демифологизируются: раньше они были полностью порабощены атеистической мифологией. Появление такой кафедры - не наступление религии на науку, а очищение науки от этих мифологических атеистических штампов. Многие наши деятели очень любят апеллировать к западному опыту. Но везде, где я был в солидных учебных учреждениях Италии, Германии, Великобритании – везде есть не только кафедры, а целые факультеты теологии, там преподают почтенные профессора, деканы и настоятели местных церквей. Воспоминаю своего приятеля - настоятеля главной кембриджской церкви, это военный капеллан и воевавший офицер. Напомню, что Кембридж специализируется на естественных науках. И там все нормально уживаются, никому в голову не придет дикая мысль, как будто взятая из агиток Емельяна Ярославского, - что-де мракобесные попы мешают научному процессу. Это же дичь какая-то несусветная!» - восклицает о. Артемий.
«Расскажу, как вручается диплом Оксофордского университета: ректор в специальной монашеской мантии, поскольку Оксфорд – это бывший монастырь, вручает диплом студенту, который стоит перед ним на одном колене. И ректор произносит формулу: «Я вручаю тебе диплом во имя Отца, Сына и Святого Духа». А на гербе Оксфорда написано: «Dominus Illuminatio Mea», что в переводе с латыни означает: «Господь — просвещение моё» - это слова из псалма. Это единый процесс, единая ткань культуры, и никому в страшном сне не придет в голову убрать теологические факультеты из университета. Что за сумасшествие?
Не нужно поддаваться на эту стилистику, которая нам давно известна, мы этим уже переболели. Опять в эту сторону идти? Если идти, то уж к европейскому синтезу в образовании. Теология – это такая же наука, так пусть и она будет представлена. А где же людям получать богословское образование? В семинарию идти и становиться священником? Кто имеет право ему помешать получить это образование в светском вузе? Мы, христиане, часто подаем плохой пример, нам надо каяться в этом и меняться – это требование времени. Но мы не должны отступать от своих религиозных принципов, от стремления к нормальной христианской культуре и государственности. Это сложная проблема, которую нужно решать всем вместе», - заключил о. Артемий.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил, что у нас нет сегодня единых социальных скреп и сдерживающих механизмов, которые позволяли бы людям объединиться вокруг хоть какой-нибудь социальности.
«Вот тот же Юрген Хабермас – научный мыслитель современной Германии, на которого ссылаются многие деятели антицерковной компании, вел беседы по существу с Йозефом Ратцингером, кардиналом Баварии. Эти диалоги опубликованы - я бы советовал почитать их тем, кто считает, что ядерная безопасность не обеспечивается вопросами веры. Как найти те скрепы, которыми люди будут хоть как-то объединены в этой стране? Мы все больше отодвигаемся друг от друга по факторам каких-то субкультурных социальностей, разбредаемся по национальным общинам, по территориальной принадлежности. Вот это все деление, бесконечная сегментация российского общества, только на руку врагам всего единого. Мировые религии призывают только к единству, и, конечно, этот призыв не устраивает очень многих. Ответ тут только один: если религиозность понята неправильно, - то есть как некая утопия, как жуткий конгломерат этнорелигиозных мультиплицированных социальностей, - и если этот религиозный конгломерат начинает вступать в свои права – общество разваливается, наступает хаос, беспорядок. И в конечном итоге не будет не только того же ядерного оружия, а вообще ничего не будет, не будет страны, и не будет вообще надобности в МИФИ. Никто никого силком не тащит в храм, но надо обсуждать вопросы именно реальной веры, а не суррогатов идеологичности, не псевдоязыческих и прочих культов, которые сейчас активно наступают. И наступают не только извне, а формируются уже внутри России определенными заряженными элитными группировками, которые разбивают Россию по разным признакам», - продолжил он.
«Открытие кафедры теологии в серьезном вузе – это лишь попытка некого осмысления нашей действительности и противостояние этому воинствующему глумливому учительству. Если не будет настоящих основательных кафедр теологии, со знаниями святых отцов, серьезных догматов веры, то все развалится. Так что все-таки должно быть некое понимание на основе чего-то единого: единой веры, праздников, единой страны, языка, культурной общности - все это и скрепляет наш народ. Остальное – разъединяет», - заключил священник.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что общество у нас демократическое, и люди публично высказываются по волнующим их вопросам.
«В данном случае, высказались те, кто как бы против религиозности вообще. И хотя собралось всего сто человек, голос их был услышан. Можно только удивиться и порадоваться такой необыкновенной для нас социальной чуткости. Священнослужители выступают на телеканалах, когда их туда приглашают. Не совсем понятно, к кому претензии? Если нас просят чем-то поделиться, конечно, поделимся. Не будут приглашать – никто из священнослужителей, естественно, настаивать на своём участии в каких-то передачах не будет. По-моему, это очевидно. А о чем поется в гимне, должен решать народ. Сто человек в Томске из ста миллионов свою волю высказали, осталось высказаться остальным. А религиозное просвещение в школах появилось потому, что оно стало людьми востребовано, и Церковь просто с готовностью откликнулась на эту потребность. Что касается кафедры теологии в МИФИ, то, спору нет: теология действительно не имеет практического приложения и непосредственного отношения к созданию ядерного щита, как и в целом к теоретической и прикладной физике и математике. Однако теологические знания могут дать возможность человеку за пределами изучения «данности» увидеть духовную составляющую нашего феноменального мира, что всегда сопряжено с внутренней совестной ответственностью. И это, естественно, не помешает, а всегда только поможет - как в учёбе, так и в любой практической деятельности. Вообще, сам аргумент про ядерный щит… с ним и полемизировать-то несерьёзно. Сказано, я понимаю, не без иронии, но всё-таки как-то уж вовсе не на уровне академиков и членкоров… В мировой практике кафедры теологии в светских вузах присутствуют. В разных странах. По поводу их «нелепости» в светских высших учебных заведениях – заявление банально декларативное. Почему студенту «нелепо» иметь кроме формальных систематических знаний ещё и духовные систематические знания? Они не противоречат ни естественным, ни гуманитарным, ни точным наукам. Если есть желающие их иметь, почему не предоставить им такую возможность?» - задается вопросом священник.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, полагает, что по-прежнему актуальна четко очерченная мысль Достоевского - что в России, по крайней мере, атеизм никогда не есть параллельное существование с вынесением Бога за скобки, а есть богоборчество.
«Казалось бы, что вам до того, что в гимне России про Бога поется? Но точно так же кого-то в свое время раздражал сам вид крестов на куполах даже закрытых храмов. Тогда кресты уничтожали, даже если храм не сносили, оставляя только шпили – кто жил в советское время в нашей первопрестольной, прекрасно это помнит. Так и теперь некоторых начинает трясти, что поется про «Богом хранимую нашу державу». Они после этого даже не хотят признавать ее своей. Но тогда надо отречься и от всей предреволюционной России, в гимне которой пелось «Боже, царя храни» и признать себя исключительно наследниками тоталитарного богоборческого режима, каковыми они, по крайней мере, в этом отношении и являются. Что касается преподавания теологии в вузах, то хотел бы напомнить, что в таких вполне светских государствах, как Англия, Германия, Италия, Швейцария, теологические факультеты существуют в Оксфорде, Кембридже, Тюбингене, а США – в Гарварде, и никак это не мешает развитию самых новейших технологий. Но в данном случае мы видим, что термин «наука» отождествляется с термином «атеистическая идеология» и получается, что для того, чтобы ковать ядерный щит Родины, нужно быть атеистом, а если ты будешь верующим, это каким-то образом отрицательно скажется на качестве вооружений. Это софизм в духе оппонентов Сократа. С логикой и наукой подобного рода утверждения не имеют ровным счетом никакой связи», - заключил о. Максим.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что это, конечно, все очень печально.
«По-видимому, верующим, - в частности, богословам, - следует как-то выступать не так напористо, не так амбициозно, как это делается иногда. Надо подойти очень творчески к проповеди Евангелия, понимая, что главным видом проповеди должна быть социальная работа, помощь бедным. Нужен вдумчивый подход. Нужно повышать уровень культуры самих священнослужителей, выходящих с христианской проповедью на аудиторию за пределами храма. Диалог должен быть хорошо продуман и вестись на очень хорошем культурном и научном уровне. Хотя кому-то слово «научный» и покажется здесь некстати - но оно всего лишь значит, что выходящий с проповедью к широкой аудитории, преимущественно светской, должен находиться как минимум на том же (заведомо не ниже, а желательно выше) научно-культурном уровне, что и аудитория», - заключил священник.
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, отметил, что так называемая «клерикализация общества», против которой выступают новые безбожники, есть на самом деле возвращение Церкви в общественную и культурную жизнь, из которой ее жестко изгнали большевики после 1917 года.
«Какая вакханалия террора и страшного обрушения нравственности и культуры последовали за этим, люди стали, похоже, забывать. За 70-летие атеистического эксперимента мы потеряли великую страну, великую культуру и великое содружество народов единой империи. Бессовестная, предающая Родину элита, спивающийся и вымирающий народ - вот главное наследие безбожной власти. А ведь сто лет назад все тоже начиналось с прекрасных лозунгов о справедливости и научности. 90 академиков и членкоров, не умеющих отличить знания о религии от религиозной деятельности - это апофеоз правовой безграмотности. Попытка выдать усилия Церкви по сохранению стремительно разрушающейся нравственности молодежи как «проникновение в государственную систему» - это духовное убийство нашего будущего. А за «сугубо научный подход» мне особенно страшно. Ведь под этим лозунгом проводили свои страшные эксперименты и Гитлер, и Трумэн, и Ягода с Ежовым. В чьих руках наше ядерное оружие?» - вопрошает священник.
««Ученые и преподаватели» не могут понять, что главное в религии это чувство нравственной ответственности перед Высшим Разумом и исполнение Заповеди о любви. Если безбожникам вновь удастся вытеснить христианство из общественного сознания, адские бездны зла раскроются в свободных от совести и высшей ответственности людях. И тогда уж точно нашей цивилизации настанет конец! Призываю нашу общественность не поддаваться панике последователей Гинзбурга. Без знания основных религиозных представлений человечества (внеконфессиональным изучением которых и занимается теология) современный ученый не может быть по-настоящему образованным и адекватным в современном мире», - заключил о. Алексий.