Пора очистить науку от мифологических атеистических штампов

Православные священнослужители об активизации деятельности «антиклерикалов»

0
735
Время на чтение 9 минут
В Томске 9 июня прошел антиклерикальный митинг, собравший около сотни участников, сообщает Regions.ru. По словам одного из организаторов акции Андрея Верхова, митинг не направлен против Русской Православной Церкви «и, тем более, не против верующих». При этом Верхов считает, что «религия в том или ином виде нам навязывается, а РПЦ — доминирующая религиозная организация, основной игрок на рынке религиозных услуг». Он также указал, что в Конституции РФ сказано о недопустимости преференций для какой-либо отдельной религии. «А на практике мы видим, что сама власть Конституцию нарушает, предоставляя верующим преференции», — сказал организатор митинга.

В числе прочего участники акции требовали исключить строчки с религиозным содержанием из гимна России, прекратить проповеди на государственных телевизионных каналах, не принимать законы о защите чувств верующих, не вводить религиозное просвещение в школах, а также не допускать публичного участия первых лиц государства в религиозных мероприятиях.

Кроме того, в интернете наделало шуму увольнение сотрудника МИФИ Антона Буслова, который ушел из протеста против открытия в этом вузе кафедры теологии (следует отметить, что сам Буслов подчеркивает: возмущают его не действия Церкви, а действия ректора МИФИ). Сейчас собирают подписи под требованием эту кафедру закрыть.

«Открытие кафедры теологии в МИФИ воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества... Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 14) и со здравым смыслом тоже. В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа. Появление такой структуры в современном политехническом вузе (создан СНК СССР в 1942 году) мировой практике противоречит и является нелепым. Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы… Проникновение церкви в систему государственного образования трудно охарактеризовать иначе, как действия вне закона. Требуем немедленно прекратить деятельность этой «кафедры» и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений», - говорится в письме, которое подписали 90 академиков и членов-корреспондентов РАН.

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти выступления.

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что действительно в последнее время мы видим активность атеистических сообществ.

«Если раньше они были раздроблены, то сейчас происходит подъем атеистического духа, проходят разные мероприятия - вот как в Томске. Да, мы как православные христиане отчасти сами в этом виноваты. Если бы мы являли образ Христовой Церкви, были бы истинными и подлинными христианами в евангельском духе, то, возможно, такого бы не было. Эти события – упрек нам. С другой стороны Церковь и вера в Бога всегда будут подвергаться нападкам, потому что свет никогда не смешивается с тьмой. Здесь вечная борьба добра и зла. Нет ничего плохого в открытии кафедры теологии. Наоборот это говорит о том, что научные знания демифологизируются: раньше они были полностью порабощены атеистической мифологией. Появление такой кафедры - не наступление религии на науку, а очищение науки от этих мифологических атеистических штампов. Многие наши деятели очень любят апеллировать к западному опыту. Но везде, где я был в солидных учебных учреждениях Италии, Германии, Великобритании – везде есть не только кафедры, а целые факультеты теологии, там преподают почтенные профессора, деканы и настоятели местных церквей. Воспоминаю своего приятеля - настоятеля главной кембриджской церкви, это военный капеллан и воевавший офицер. Напомню, что Кембридж специализируется на естественных науках. И там все нормально уживаются, никому в голову не придет дикая мысль, как будто взятая из агиток Емельяна Ярославского, - что-де мракобесные попы мешают научному процессу. Это же дичь какая-то несусветная!» - восклицает о. Артемий.

«Расскажу, как вручается диплом Оксофордского университета: ректор в специальной монашеской мантии, поскольку Оксфорд – это бывший монастырь, вручает диплом студенту, который стоит перед ним на одном колене. И ректор произносит формулу: «Я вручаю тебе диплом во имя Отца, Сына и Святого Духа». А на гербе Оксфорда написано: «Dominus Illuminatio Mea», что в переводе с латыни означает: «Господь — просвещение моё» - это слова из псалма. Это единый процесс, единая ткань культуры, и никому в страшном сне не придет в голову убрать теологические факультеты из университета. Что за сумасшествие?
Не нужно поддаваться на эту стилистику, которая нам давно известна, мы этим уже переболели. Опять в эту сторону идти? Если идти, то уж к европейскому синтезу в образовании. Теология – это такая же наука, так пусть и она будет представлена. А где же людям получать богословское образование? В семинарию идти и становиться священником? Кто имеет право ему помешать получить это образование в светском вузе? Мы, христиане, часто подаем плохой пример, нам надо каяться в этом и меняться – это требование времени. Но мы не должны отступать от своих религиозных принципов, от стремления к нормальной христианской культуре и государственности. Это сложная проблема, которую нужно решать всем вместе», - заключил о. Артемий.

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил, что у нас нет сегодня единых социальных скреп и сдерживающих механизмов, которые позволяли бы людям объединиться вокруг хоть какой-нибудь социальности.

«Вот тот же Юрген Хабермас – научный мыслитель современной Германии, на которого ссылаются многие деятели антицерковной компании, вел беседы по существу с Йозефом Ратцингером, кардиналом Баварии. Эти диалоги опубликованы - я бы советовал почитать их тем, кто считает, что ядерная безопасность не обеспечивается вопросами веры. Как найти те скрепы, которыми люди будут хоть как-то объединены в этой стране? Мы все больше отодвигаемся друг от друга по факторам каких-то субкультурных социальностей, разбредаемся по национальным общинам, по территориальной принадлежности. Вот это все деление, бесконечная сегментация российского общества, только на руку врагам всего единого. Мировые религии призывают только к единству, и, конечно, этот призыв не устраивает очень многих. Ответ тут только один: если религиозность понята неправильно, - то есть как некая утопия, как жуткий конгломерат этнорелигиозных мультиплицированных социальностей, - и если этот религиозный конгломерат начинает вступать в свои права – общество разваливается, наступает хаос, беспорядок. И в конечном итоге не будет не только того же ядерного оружия, а вообще ничего не будет, не будет страны, и не будет вообще надобности в МИФИ. Никто никого силком не тащит в храм, но надо обсуждать вопросы именно реальной веры, а не суррогатов идеологичности, не псевдоязыческих и прочих культов, которые сейчас активно наступают. И наступают не только извне, а формируются уже внутри России определенными заряженными элитными группировками, которые разбивают Россию по разным признакам», - продолжил он.

«Открытие кафедры теологии в серьезном вузе – это лишь попытка некого осмысления нашей действительности и противостояние этому воинствующему глумливому учительству. Если не будет настоящих основательных кафедр теологии, со знаниями святых отцов, серьезных догматов веры, то все развалится. Так что все-таки должно быть некое понимание на основе чего-то единого: единой веры, праздников, единой страны, языка, культурной общности - все это и скрепляет наш народ. Остальное – разъединяет», - заключил священник.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что общество у нас демократическое, и люди публично высказываются по волнующим их вопросам.

«В данном случае, высказались те, кто как бы против религиозности вообще. И хотя собралось всего сто человек, голос их был услышан. Можно только удивиться и порадоваться такой необыкновенной для нас социальной чуткости. Священнослужители выступают на телеканалах, когда их туда приглашают. Не совсем понятно, к кому претензии? Если нас просят чем-то поделиться, конечно, поделимся. Не будут приглашать – никто из священнослужителей, естественно, настаивать на своём участии в каких-то передачах не будет. По-моему, это очевидно. А о чем поется в гимне, должен решать народ. Сто человек в Томске из ста миллионов свою волю высказали, осталось высказаться остальным. А религиозное просвещение в школах появилось потому, что оно стало людьми востребовано, и Церковь просто с готовностью откликнулась на эту потребность. Что касается кафедры теологии в МИФИ, то, спору нет: теология действительно не имеет практического приложения и непосредственного отношения к созданию ядерного щита, как и в целом к теоретической и прикладной физике и математике. Однако теологические знания могут дать возможность человеку за пределами изучения «данности» увидеть духовную составляющую нашего феноменального мира, что всегда сопряжено с внутренней совестной ответственностью. И это, естественно, не помешает, а всегда только поможет - как в учёбе, так и в любой практической деятельности. Вообще, сам аргумент про ядерный щит… с ним и полемизировать-то несерьёзно. Сказано, я понимаю, не без иронии, но всё-таки как-то уж вовсе не на уровне академиков и членкоров… В мировой практике кафедры теологии в светских вузах присутствуют. В разных странах. По поводу их «нелепости» в светских высших учебных заведениях – заявление банально декларативное. Почему студенту «нелепо» иметь кроме формальных систематических знаний ещё и духовные систематические знания? Они не противоречат ни естественным, ни гуманитарным, ни точным наукам. Если есть желающие их иметь, почему не предоставить им такую возможность?» - задается вопросом священник.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, полагает, что по-прежнему актуальна четко очерченная мысль Достоевского - что в России, по крайней мере, атеизм никогда не есть параллельное существование с вынесением Бога за скобки, а есть богоборчество.

«Казалось бы, что вам до того, что в гимне России про Бога поется? Но точно так же кого-то в свое время раздражал сам вид крестов на куполах даже закрытых храмов. Тогда кресты уничтожали, даже если храм не сносили, оставляя только шпили – кто жил в советское время в нашей первопрестольной, прекрасно это помнит. Так и теперь некоторых начинает трясти, что поется про «Богом хранимую нашу державу». Они после этого даже не хотят признавать ее своей. Но тогда надо отречься и от всей предреволюционной России, в гимне которой пелось «Боже, царя храни» и признать себя исключительно наследниками тоталитарного богоборческого режима, каковыми они, по крайней мере, в этом отношении и являются. Что касается преподавания теологии в вузах, то хотел бы напомнить, что в таких вполне светских государствах, как Англия, Германия, Италия, Швейцария, теологические факультеты существуют в Оксфорде, Кембридже, Тюбингене, а США – в Гарварде, и никак это не мешает развитию самых новейших технологий. Но в данном случае мы видим, что термин «наука» отождествляется с термином «атеистическая идеология» и получается, что для того, чтобы ковать ядерный щит Родины, нужно быть атеистом, а если ты будешь верующим, это каким-то образом отрицательно скажется на качестве вооружений. Это софизм в духе оппонентов Сократа. С логикой и наукой подобного рода утверждения не имеют ровным счетом никакой связи», - заключил о. Максим.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что это, конечно, все очень печально.

«По-видимому, верующим, - в частности, богословам, - следует как-то выступать не так напористо, не так амбициозно, как это делается иногда. Надо подойти очень творчески к проповеди Евангелия, понимая, что главным видом проповеди должна быть социальная работа, помощь бедным. Нужен вдумчивый подход. Нужно повышать уровень культуры самих священнослужителей, выходящих с христианской проповедью на аудиторию за пределами храма. Диалог должен быть хорошо продуман и вестись на очень хорошем культурном и научном уровне. Хотя кому-то слово «научный» и покажется здесь некстати - но оно всего лишь значит, что выходящий с проповедью к широкой аудитории, преимущественно светской, должен находиться как минимум на том же (заведомо не ниже, а желательно выше) научно-культурном уровне, что и аудитория», - заключил священник.

Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, отметил, что так называемая «клерикализация общества», против которой выступают новые безбожники, есть на самом деле возвращение Церкви в общественную и культурную жизнь, из которой ее жестко изгнали большевики после 1917 года.

«Какая вакханалия террора и страшного обрушения нравственности и культуры последовали за этим, люди стали, похоже, забывать. За 70-летие атеистического эксперимента мы потеряли великую страну, великую культуру и великое содружество народов единой империи. Бессовестная, предающая Родину элита, спивающийся и вымирающий народ - вот главное наследие безбожной власти. А ведь сто лет назад все тоже начиналось с прекрасных лозунгов о справедливости и научности. 90 академиков и членкоров, не умеющих отличить знания о религии от религиозной деятельности - это апофеоз правовой безграмотности. Попытка выдать усилия Церкви по сохранению стремительно разрушающейся нравственности молодежи как «проникновение в государственную систему» - это духовное убийство нашего будущего. А за «сугубо научный подход» мне особенно страшно. Ведь под этим лозунгом проводили свои страшные эксперименты и Гитлер, и Трумэн, и Ягода с Ежовым. В чьих руках наше ядерное оружие?» - вопрошает священник.

««Ученые и преподаватели» не могут понять, что главное в религии это чувство нравственной ответственности перед Высшим Разумом и исполнение Заповеди о любви. Если безбожникам вновь удастся вытеснить христианство из общественного сознания, адские бездны зла раскроются в свободных от совести и высшей ответственности людях. И тогда уж точно нашей цивилизации настанет конец! Призываю нашу общественность не поддаваться панике последователей Гинзбурга. Без знания основных религиозных представлений человечества (внеконфессиональным изучением которых и занимается теология) современный ученый не может быть по-настоящему образованным и адекватным в современном мире», - заключил о. Алексий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07