Вчера в нашей стране отмечался День России. 12 июня 1990 года на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете республики. С 1994 года 12 июня отмечается День России (до 2002 года - День независимости России). Этот день по идее должен был стать главным государственным праздником - каким стало, например, 4 июля в США. Одним из признаков государственного суверенитета является национальная валюта. О современной российской валюте и ее символах рассуждает в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов:
Суверенитет государства и народа выражают флаг, герб и гимн. К этим понятиям, очевидно, нужно отнести и денежные знаки и не только их функционирование, но и облик. Недавно, совершая паломническую поездку за рубеж, мне пришлось менять евро, и я обратил внимание на какую-то странную безликость денежных знаков современной Европы. Там изображены какие-то мосты, архитектурные конструкции, какие-то наличники окон - ощущение, что это не денежные знаки государств и народов, а знаки какой-то строительной фирмы.
В тот момент, когда я получал в обмен на российские рубли западные евро, как-то особенно бросилось в глаза, что наши денежные знаки все-таки выгодно отличаются от этих обезличенных денег современной Европы. В дизайне евро сделано все, чтобы их носители забыли о своей истории. Ощущение, что история Европы началась лишь сегодня, а до этого ничего не было, ни героев, ни событий. Деньги не должны шевелить историческую память - такая установка.
Наши денежные знаки на этом фоне выгодно отличаются. Беря в руки минимальную бумажную купюру, которая сейчас вышла, к сожалению, из употребления, мы видим на ней Кремль Великого Новгорода, памятник «Тысячелетие России». Это иллюстрация нашей истории. На 10-рублевой купюре мы обращаем взор к Сибири, с которой, по выражению Ломоносова, «прирастают богатства Отечества нашего». Красноярск, Енисей, православная шатровая часовня, памятник 19 века. Мы узнаем о бескрайних просторах Отечества: здесь Братская ГЭС и часовня символизируют единство времен, единство молитвы и труда - все это одно целое, которое не разорвать. Если разорвешь, то купюра обесценится.
На 50-рублевой купюре мы видим на заднем плане Петропавловский собор, в котором погребены Русские Государи в столице Российской Империи. На обороте - стрелка Васильевского острова, Биржа. На лицевой стороне купюры представлена духовная жизнь северной столицы, а на обороте - финансовая. Приходится сожалеть о нашей первопрестольной столице.
100-рублевая купюра явно неадекватно представляет Москву, как впрочем, и наше государство. На «московской» купюре следовало бы ожидать изображение Кремля, но он не попал ни на одну купюру. Хотя до 1998 года на лицевой стороне 100-рублевой купюры была Сенатская площадь московского Кремля и российский флаг, а на обороте - Спасская, Царская, Набатская и Константино-Еленинская башни. Нынешняя 100-рублевая купюра вызывает недоумение. Почему Москва представлена ни Кремлем, ни какими-то историческими памятниками, а именно Большим театром, да еще квадригой Аполлона - языческого бога, не только покровителя искусств, но и бога разрушения? Конечно, если имели в виду разрушение нашего Отечества, то символ выбран удачно. Если думали прославить Москву как столицу культуры, то все-таки, для нас она - столица государства, а культурная столица - Санкт-Петербург. Имело бы смысл подумать о более адекватной «московской» купюре и ввести туда Кремль - государственный символ.
500-рублевая купюра, надо отдать должное, является настоящим символом России, в том смысле, что на ее лицевой стороне изображен Император Петр Великий и Архангельск как столица русского Севера, северный порт России. Здесь удачно изображен парусник времен Петра Первого. Видеть Петра Великого как основателя Российской Империи на деньгах представляется большой радостью, потому что это напоминает об имперских корнях нашего Отечества, истоках государственности в ее современном виде. Думаю, сейчас немного денежных знаков на Земле, где были бы изображены Императоры. На обороте купюры - Соловецкий монастырь - твердыня русского Севера, русского духа. Самый северный православный монастырь на Земле, который является одним из символов России. В 20 веке этот монастырь стал воплощением русской Голгофы, а сейчас становится воплощением русской Пасхи, преображаясь на глазах. И не только на глазах, но и на деньгах. Если посмотреть 500-рублевые купюры 90-х годов, там монастырь изображен без крестов, а когда монастырь был реконструирован, это пришлось отразить и на денежных знаках. 500-рублевые купюры есть двух видов: с разрушенным Соловецким монастырем и с восстановленным. Наши деньги фиксируют процесс восстановления наших святынь, что тоже составляет радость. Эта купюра, можно сказать, отражает знаменитую триаду «Православие, Самодержавие, Народность». На одной стороне ее изображен православный монастырь, на другой - самодержавный Царь, ну, а тот, в руках которого купюра находится, - сам народ.
500-рулевая купюра достойна Российской Империи и вызывает высокие патриотические чувства, как впрочем, и 1000-рублевая купюра. Этот денежный знак напоминает нам об истоках российской государственности. Мы видим здесь образ великого князя Ярослава, воплощенный в памятнике в городе Ярославле, 1000-летие которого мы отмечали совсем недавно. Ярослав Мудрый воспринимается не просто как основатель Ярославля, а как один из основателей русского государства наряду с его отцом князем Владимиром, крестившим Русь. Князь Ярослав продолжил христианизацию Руси. Ярославль стал форпостом веры и государства на севере России в то время. То, что князь Ярослав был недавно прославлен, включен в церковный календарь, делает его изображение на денежном знаке напоминанием о глубине нашей истории. Этот денежный знак выполняет и познавательную, и воспитательную функции. На обороте купюры - один из красивейших храмов Ярославля со множеством куполов. Насколько я знаю, храм этот, к сожалению, сейчас не действует, но этот шедевр является одним из наших национальных символов.
Долгое время 1000-рублевая купюра была у нас самой крупной, но в 2006 году появилась 5000-я купюра, оформление которой было неожиданным. Следующим городом, запечатленном на новом денежном знаке, оказался Хабаровск. Очевидно, что у создателей купюр была идея обозначить крайние рубежи России. Запад - это Санкт-Петербург, север - Архангельск, Москва в центре, а восток представлен Хабаровском. Этот город украшает памятник Муравьеву-Амурскому - имя, которое большинство наших граждан узнает исключительно благодаря 5000-й купюре. Глядя на эту купюру, мы видим Амур - великую реку российского востока, видим державный взгляд Муравьева-Амурского, и через него чувствуем уверенность в настоящем. Нельзя отказать этой купюре в глубоком патриотическом и державном содержании. Она заставляет открыть энциклопедию и справиться, кто такой Муравьев-Амурский, узнать о его дипломатических подвигах, о том, что наша граница с Китаем до сих пор определяется тем договором, который подписал Муравьев-Амурский. Мы открываем для себя еще одного державного строителя России. На обороте купюры мост, соединяющий берега Амура. Это царский мост, освященный 5 октября 1916 года имени наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Это самый крупный мост России.
Достаточно просто поинтересоваться нашими деньгами, чтобы узнать существенные вехи истории нашего государства. Как широко представлена география нашего государства на купюрах: Великий Новгород и Красноярск, Москва и Санкт-Петербург, Ярославль и Хабаровск - карта России. Глубоко представлена история: от Ярослава Мудрого до Муравьева-Амурского. Я думаю, эта тенденция должна быть продолжена. Наши денежные знаки оставляют не худшее впечатление на фоне дензнаков современной Европы.
Не исключено, что появятся и более крупные купюры. Кто может быть на них? Наверное, можно высказать какие-то идеи на этот счет. Поскольку деньги - это вещь общенародная, думаю, тут имеет смысл обращаться к мнению народа. Безусловно, если учесть, что Александр Невский - это имя России, то Александра Невского явно не хватает на дензнаках. Может быть, и герои последнего времени, тот же Юрий Гагарин, стал бы связью времен. Пока что наши дензнаки фиксируют исключительно героев и исторических личностей царской России, как бы напоминая нам, откуда мы, и подсказывая, куда нам идти.
Мы еще не сказали о металлических деньгах. Отмечу, что на монетах представлен двуглавый орел, изображенный в допетровской стилистике. То есть, не имперский орел, а орел времен Рюриковичей и ранних Романовых. На мелких монетах изображен святой Георгий Победоносец. Это напоминает нам происхождение названия мелких монет «копейка» от «копья» Георгия Победоносца. Это также обязывает нас к бережному отношению к деньгам, не только в смысле их хранения - копейку с Георгием Победоносцем уже не бросишь на землю, а если заметишь ее лежащей, то подберешь, чтобы не топтать святого Георгия. Ведь он - покровитель Москвы и он же изображен на гербе Российского государства.
Наши современные деньги в какой-то мере наследуют сакральную сторону старых денежных знаков, начиная еще от Древней Руси. Эта символика является связующей нитью, а кроме того, сами деньги наполнены историческим содержанием.
8. Герб и эмблема
7. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»
6. суть в деталях
5. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»
4. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»
3. Нельзя служить двум господам.
2. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»
1. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»