«Главная цель, которую мы ставили в рамках таких проектов, – это, прежде всего, рост качества школьного образования, - сказал В.Путин. – Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату. Вы знаете, что за три года только из федерального бюджета на региональные проекты выделено 120 миллиардов рублей, в том числе в федеральном бюджете текущего года предусмотрено еще 40 миллиардов рублей. За два с лишним года почти 190 тысяч учителей и руководителей школ повысили свою квалификацию. В школьные библиотеки поступило 63 миллиона учебников. Отремонтированы помещения 34 тысяч школ по всей стране. Около 20 тысяч школ оснастили учебные классы новым оборудованием. В то же время общая картина с оснащением и благоустройством многих школ пока еще не изменилась или изменилась очень слабо. Родители, ученики, сами учителя об этом справедливо говорят и на это справедливо указывают».
Признав наличие большого количества проблем, глава государства отметил, что на их решение выделяются «серьезные деньги», а потому «результат мог бы быть более весомым и более заметным». В связи с этим Президент попросил прокомментировать ситуацию министра образования и других участников совещания.
Коснувшись вопроса о доходах учителей, В.Путин напомнил, что он обещал внимательно следить за этим процессом и заверил, что так и происходит. «Что хотел бы отметить: по итогам прошлого года средняя заработная плата учителей сравнялась или превысила среднюю заработную плату по экономике только в 13 субъектах Российской Федерации, еще в 34 субъектах она лишь немного уступила средней по экономике, однако в подавляющем большинстве субъектов целевые показатели достигнуты не были. Напоминаю, мы специально взяли на федеральный уровень неотложные расходы по обновлению материальной базы школ, чтобы регионы смогли направить освободившиеся средства на повышение зарплат учителей. Подчеркну, в текущем году вопрос по зарплатам учителей во всех регионах страны должен быть закрыт окончательно. И вот что, уважаемые коллеги, и здесь находящиеся, и в регионах, мы с вами много-много раз на этот счет говорили: можно сколько угодно ссылаться на то, что возникает якобы какой-то дисбаланс, что представители таких-то профессий где-то начинают получать поменьше, чем учителя. Вы знаете, что я хочу сказать: вы спросите у представителей этих профессий, хотят ли они, чтобы их дети получили достойное образование и имели солидную путевку в жизнь, хотят ли на шахтах, на металлургических предприятиях, на авиационных заводах, на автомобильных заводах люди, которые там работают, прежде всего люди рабочих профессий, чтобы у их детей появился шанс в жизни? Уверен, что подавляющее большинство родителей этого хочет. И это приоритет государства – образование. От этого зависит и будущее конкретного человека, конкретной семьи, и будущее всей страны. Поэтому это выбор – понимаете, это выбор приоритета. Здесь нет ничего страшного, и дисбаланса здесь никакого нет», - подчеркнул В.Путин.
«В дальнейшем, после достижения этих уровней, о которых мы договорились (средний по экономике), – повышение дохода учителей из года в год должно стать обязательным, - добавил В.Путин. – Людям важно чувствовать стабильность, что доходы учителей не будут больше отставать от доходов тех, кто занят в экономике региона. Естественно, рост зарплаты должен быть тесно привязан к повышению квалификации, повышению качества работы».
Другим важным вопросом Президент считает разрыв по уровню оплаты труда учителей, причем даже в сопоставимых по возможностям регионах. «Зачастую это прямой результат различных подходов к начислению заработной платы. Напомню, что с 2013 года должна заработать новая методика, призванная обеспечить единый подход к вопросу повышения зарплаты педагогических работников. И прошу Министра образования сегодня доложить, как идет эта работа», - сказал он.
Также глава государства поручил правительству проанализировать подготовленные регионами «дорожные карты» по повышению эффективности образования и науки и дать им объективную оценку.
Отдельной важной темой назвал В.Путин повышение квалификации учителей. «Хотел бы услышать сегодня, как идет разработка новых профессиональных стандартов преподавателей математики и русского языка, – сказал он. – Изначально договаривались, что эта работа должна быть завершена к марту текущего года. Но затем срок был продлен до 5 ноября, чтобы исключить ненужную торопливость и формальный подход к этому важному вопросу. Все вы с этим согласились. Профстандарты должны стать системным механизмом, обеспечивающим профессиональный и карьерный рост учителя, чтобы через повышение квалификации преподавателей улучшалось качество образования детей. В этом весь смысл работы. Граждане, профессиональное сообщество должно иметь исчерпывающую информацию о разработке профстандартов. Также нужно обеспечить необходимый переходный период, чтобы все учителя ознакомились с новыми требованиями, прошли необходимую переподготовку, но и имели возможность ее пройти. Им должна быть предоставлена такая возможность, потому что просто требовать переподготовки и не создавать условия для этой работы – это просто бессмысленное дело».
Говоря о формировании новых образовательных программ, Президент отметил, что «сегодня и родителям, и ученикам, и учителям зачастую непонятно, что именно войдет в тот или иной предмет, какова методика его преподавания. Федеральные органы попросту иногда замалчивают, просто молчат по этому вопросу». Поэтому, подчеркнул он, Минобрнауки вместе с учителями-предметниками должны «вплотную заняться содержанием примерных школьных программ. Также важно найти верный баланс между обязательными предметами и предметами по выбору». «Напоминаю, - отметил он, - что введение в пилотном режиме нового образовательного стандарта старшей школы (с профильными классами) запланировано уже на будущий учебный год – подчеркну, в тех школах, которые к этому, разумеется, будут готовы».
По словам В.Путина, у ученика должен быть выбор, какие профильные предметы ему углубленно изучать – в зависимости от способностей, жизненных планов человека. «Но и государство, конечно, должно проводить осознанную образовательную политику, исходя из интересов национального развития, исходя из интересов и потребностей рынка труда на сегодня и с прогнозом хотя бы на среднесрочную перспективу. Поэтому совершено правильно, если особое внимание мы уделим продвижению профильного образования, связанного с точными науками. Разумеется, это совсем не значит, что мы на второй план куда-то отодвигаем гуманитарную составляющую. Такого быть не может. В то же время мы прекрасно понимаем, основы инженерного и технического образования – а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе», - добавил он.
«Сейчас выпускники школ сдают Единый государственный экзамен. Считаю, что, пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему. Но в дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, я прошу Министерство образования вновь вернуться к этому вопросу, мы вчера с Министром на этот счет говорили. Серьезно проанализировать нужно выявляющиеся проблемы и предложить пути их решения. И второе. И в мой адрес, и в Правительство, я знаю, поступают регулярно жалобы от граждан на взимание платы за учебники и прочие якобы добровольные сборы в школах. Еще раз подчеркну: все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счет государства, и взимание платы недопустимо», - заключил Владимир Путин.