Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на круглом столе в Общественной палате РФ призвал молодежь России к нравственной контрреволюции, сообщает портал Regions.ru.
«Значительное количество молодых людей никак не устраивает тот аморальный консенсус девяностых годов, который до сих пор имеет отрицательные последствия в жизни общества», - сказал о. Всеволод.
Среди мрачного наследия девяностых он, в частности, указал на легкую доступность, в том числе несовершеннолетних, алкоголя и наркотиков; на индустрию порнографии и разврата, в том числе детских, «цинизм многих СМИ» и «цинизм их «падчерицы» - массовой культуры», пропаганду гомосексуализма, безнравственные явления в экономике.
«Многие молодые люди стараются это изменить, стараются переустроить мир, потому что этот висящий над обществом дамоклов меч стагнирующей безнравственности - он на самом деле вовсе не так уж нравится сегодняшней молодежи, как иногда принято считать», - заметил протоиерей. По его мнению, сегодняшняя молодежь «гораздо более чистая, чем позднесоветские и постсоветские молодые люди, она ищет чистоты, ищет другой жизни, в том числе в сфере экономики, в сфере общественных отношений, отношений полов».
Заметим, что в США существуют молодежные движения, противопоставляющие себя повсеместной распущенности. Так, например, существует молодежная мода на «кольца целомудрия»: серебряное кольцо характерного вида сигнализирует, что девушка намерена соблюдать себя до и для брака. До недавнего времени отказывались признать гомосексуализм нормой бойскауты – которые, впрочем, недавно пересмотрели эту свою политику.
Нужна ли обществу «нравственная контрреволюция»? Есть ли запрос на нее в молодежной среде? «Какие формы эта «контрреволюция», на ваш взгляд, могла бы принимать, что могли бы предпринять в этом отношении молодые люди?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что ему не нравится слово «революция» с любыми приставками – ни «про-» ни «контр-».
«Нужно возвращение к собственным корням, а не революционные преобразования, которые разрушат остаток стабильности в обществе. Возможно, отец Всеволод более меня компетентен в этих вопросах - дай Бог ему успехов в его начинаниях. Но боюсь, что нравственные начинания, не привязанные к нашим духовным корням, могут обернуться непредвиденными последствиями. Куда проще вспомнить о наших прадедах, о духовных подъемах нашей тысячелетней истории, о том, как происходило и на чем основывалось духовное возрождение в различные периоды после Смутного времени, татарского ига и прочих бедствий, нашествий и искушений на нашу землю. Вот и все, этого достаточно. У нас есть свои нравственные корни, которые вытекают из тысячелетнего православия. Нам не надо ничего искать ни у бойскаутов, ни у американской молодежи. Это им надо поучиться, это у них ничего нет, вот они и горазды на выдумку, а у нас все есть. Конечно, когда мы видим хорошие начинания со стороны Запада, надо их приветствовать, - не все же только грязь оттуда заимствовать. Но у них больше возможностей почерпнуть у нас, чем нам у них», - продолжил священник.
«А скаутам и другим представителям зарубежной молодежи, которая тоже вспомнила о нравственности, мы можем приветливо помахать рукой и предложить им наш духовный опыт, воспользоваться теми духовными корнями, на которых основывается наше представление о нравственности и чистоте, процессы духовного возрождения. Что касается того, что молодежь нынче лучше молодежи 80-90-х годов, то я вижу, что всегда были и есть люди, которые стремятся к нравственности. Как в конце 80-х детей приводили в храмы, так и сегодня приводят. Идет важный процесс духовного развития нашего общества, и в нынешних испытаниях мы видим, что наши корни порукой тому, что это развитие будет направлено в нужную сторону», - заключил о. Александр.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что запрос в молодежной среде, конечно, есть – но вряд ли можно согласиться с тезисом отца Всеволода, что сейчас молодежь чище, чем в 90-е годы.
«Развращение людей вообще и молодежи в частности сейчас значительно превосходит вообще все, что было до нас. Есть запрос на контрреволюцию среди думающей части общества, той молодежи, которая разочарована несбывшимися идеалами, глобализацией, массовой культурой, - всем, в чем когда-то видели обещание счастья. Чтобы этот запрос удовлетворить, нужно возрождать наш традиционный геополитический проект: «Москва – третий Рим». У нас своя имперская цивилизация, мы православные. Все что входит в этот формат, надо возрождать. Если Церковь тут может оказать покровительство, и сам отец Всеволод выскажется инициатором новых интересных проектов, это было бы замечательно. Но реально мы сейчас не видим в Церкви серьезной работы с молодежью. Так что эти заявления носят благие пожелания, а самой политики здесь нет. Ну, хочется хорошего пожелать и то неплохо. А что в США есть такие движения – это прекрасно. Нам тоже надо возрождать целомудрие, эти прекрасные идеи надо проповедовать, продвигать в массы. Только вот каким образом? В России свои реальности и традиции. Сейчас много молодежных сообществ, и по интернету видно, как возрастает их активность, а разочарование в материализме растет. Трудно найти, конечно, новые идеалы, но многие все же находят их, - в том числе и в Церкви, в православии, вообще в традиционных ценностях и нашей культуре», - заключил о. Артемий.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, сообщил, что был на этом круглом столе, и, при всем уважении к отцу Всеволоду, не согласен с риторикой по поводу «контрреволюции».
«И в дальнейшем обсуждении выяснилось, что далеко не все православные с ним согласны. Ведь любая попытка революционного изменения, любая революция порождает контрреволюцию – но и наоборот. Так что пользоваться такой терминологией опасно. Очень важно находить формы словесного и единого социального действия, чтобы люди грамотно и правильно оценивали, что они могут совместно сделать, находить такие площадки, где различные религиозные организации могли бы выстроить систему взаимодействия. Я абсолютно согласен, что мы должны взывать к исполнению нравственных заповедей, - все мировые религии призывают к этому. Но важна форма. Иногда, - вспомним того же господина Энтео, - она вызывает неприятие в той же православной среде. В любом деле есть крайности, но как найти срединный путь: чтобы не скатываться ни в либерализм, ни в черносотенство?» - задается вопросом о. Александр.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, полагает, что «нравственная контрреволюция» - термин неудачный. Он все только запутывает. Получается противопоставление «безнравственной революции» 90-х и формируется отношение к этому времени как к «провальному», в том числе и в отношении молодежи, отметил священник.
«Действительно, это было тяжелое время, но это было время расставания с Советским Союзом. Это главное - как этого можно не видеть? О степени распущенности молодежи я бы тоже поспорил. Общество тогда менялось более активно, выходя из советского плена. А сейчас общество, как и молодежь, стагнирует. Это опасно, потому что не выполняется самое главное внутренне объективное требование – преодоление советского режима, советского строя, советской жизни. Сейчас, однако, все возвращается к застою. Конечно, с безнравственностью нужно бороться. И молодежь должна активно в этом участвовать – именно она больше всего и заражена всеми формами безнравственности. Но ведь речь должна идти о нравственном оздоровлении общества. А это невозможно без преодоления советского прошлого», - заключил о. Борис.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, заявил: совершенно очевидно, что «нравственная контрреволюция» нужна обществу, и молодые люди, конечно, должны принять в ней активное участие. Есть и специальная организация, которая объединяет такую молодежь. Это Церковь Христова, подчеркнул он.
«Могут быть и общественные молодежные движения за нравственность. Участие в их создании могут принимать и политические партии. Это, кстати, принесло бы им и дополнительные очки на выборах. Положительную роль могли бы сыграть и СМИ. Другое дело, что сейчас по большей части именно ими, а также через интернет распространяется зараза безнравственности. Здесь, конечно, нужен общественный контроль. Как раз нравственно здоровые и активные молодые люди могли бы принести много пользы в борьбе с безнравственностью в информационном и коммуникативном пространстве», - заключил о. Мелетий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что «безнравственность навязывается обществом потребления, которое у нас активно формируется». «Поэтому она и пронизывает все общество, и в наибольшей степени именно молодежь», - продолжил он.
«Оптимизм о. Всеволода, по-моему, несколько преувеличен. Молодежи постоянно что-то навязывают, появляются всё новые и новые искушения. Противостоять им можно только опираясь на четкие нравственные нормы, которые в обществе потребления игнорируются и размываются. Психология потребителя требует удовлетворения все новых и новых желаний, что автоматически ведет к нарушению практически всех заповедей. Но это путь разрушения человеческой природы, культуры, цивилизации. Это видно из истории. Мы это разложение видим и сегодня во многих странах. Есть, конечно, и общественные и молодежные движения, которые пытаются этому противостоять, но их голос очень слаб. Создать организованное молодежное движение за возвращение к нравственным нормам вряд ли удастся. Разве что получится нечто вроде «Наших» - но что в том пользы?» - задается вопросом отец Валерий.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что «такие молодежные организации есть - например, те, которые своими силами борются с наркоторговцами».
«Молодцы ребята. Их нужно всячески поддерживать. И неравнодушных молодых людей, которые готовы бороться с различными пороками нашей жизни, действительно много. Они, как могут, проявляют свою гражданскую позицию. Самое главное, что им не все равно. Конечно, им нужно помогать. Это люди, которые стремятся к чистоте и правде. Это здоровое начало в молодежной среде нужно развивать. Важно, что эта тенденция есть, и она все больше проявляется. И это радует», - заключил отец Андрей.