Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бедность

03.06.2013


Словарь философа Александра Казина …

Бедность сама по себе – такая же двусмысленная вещь, как и богатство. Есть бедность во благо, и есть бедность во зло, есть против Бога, и есть за Бога. Существует бедность материальная и бедность духовная, причем бедный материально может быть богат духовно, и наоборот. Случается, когда то и другое совпадает – тогда бедность как бы возводится в квадрат. В таком случае возникает мысль о несправедливости неба, о том, что такого человека Бог забыл. Однако Бог никого не забывает.

В Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Конечно, имеется в виду смирение и кротость сердца, что драгоценно перед Богом. Здесь бедность прямо переходит в богатство, без посредствующих звеньев. Но это уже на пути к святости. Не случайно вокруг христианских храмов толпятся нищие, калеки, уроды – подать им значит подать Господу. Я стараюсь, как правило, подавать нищим, хотя нередко они бывают отвратительны, или явно «коммерциализованы», если не прямо мафиозны. Для меня это неважно: просящему у тебя дай. В свое время я видел фильм Э.Сколы «Отвратительные, грязные, злые» – там собрана целая коллекция омерзительных бедняков. Ещё более откровенно экзистенциальная нищета духа и тела показана в знаменитой «Виридиане» Л.Бунюэля, где нищие, прежде чем изнасиловать пригласившую их на трапезу красавицу, усаживаются за столом в кощунственной пародии на «Тайную вечерю» Леонардо. Здесь мы имеем дело уже с явным богоборчеством в искусстве.

В наше время общего базара в России бедность считается унизительной и неприличной. Бедный человек – социальный неудачник, «лох» в глазах буржуазной толпы, гордящейся своим шубами и машинами. Что ж, так всегда было среди «слишком человеческих» двуногих тварей, не различающих бедности «от недостатка» и бедности «от избытка». Как Наташа Ростова у Толстого «не удостаивала» быть умной, так есть люди, которые никогда не будут выслуживаться («ломаться) ради денег. Да озолоти меня, я не стал бы, как наши нувориши и «нуворишки», тратить свою жизнь – сутки напролет – на копанье в жизненной грязи. Речь, разумеется, не о куске хлеба – речь о т.н. «престижном потреблении», об «эксгибиционизме богатства», «похоти знаков», хуже которых может быть только злобная нищета – злобная и на людей и на Творца.

Господь знает, кому что дать или не дать. Может, у него на тебя другие планы. Одного он испытывает скудостью, а другого – излишеством. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) писал в свое время, что люди делятся не на два класса (бедных и богатых), а на три – бедных, богатых и христиан, для которых ни то, ни другое не абсолютно. Ещё лучше сказано у св. Максима Исповедника: подлинно твоё – не то, что ты взял, а то, что ты отдал. Символично, что слова «богатый» и «убогий» имеют один и тот де корень – Бог. Мудрость русского языка, как всегда, неотразима.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Лебядкин : Re: Бедность
2013-06-03 в 14:19

1) Интересно, злобная нищета возникает из-за нищеты, или из-за злобы?
2) "Мудрость русского языка, как всегда, неотразима." конечно, мудро, но иногда и мулренно - добро есть имущестово и добро есть этическая категория.
3) Было бы полезно и познавательно узнать, что думает автор о бытии - естественно, о бытии как философской категории, а не книги Библии.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме