В Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Конечно, имеется в виду смирение и кротость сердца, что драгоценно перед Богом. Здесь бедность прямо переходит в богатство, без посредствующих звеньев. Но это уже на пути к святости. Не случайно вокруг христианских храмов толпятся нищие, калеки, уроды – подать им значит подать Господу. Я стараюсь, как правило, подавать нищим, хотя нередко они бывают отвратительны, или явно «коммерциализованы», если не прямо мафиозны. Для меня это неважно: просящему у тебя дай. В свое время я видел фильм Э.Сколы «Отвратительные, грязные, злые» – там собрана целая коллекция омерзительных бедняков. Ещё более откровенно экзистенциальная нищета духа и тела показана в знаменитой «Виридиане» Л.Бунюэля, где нищие, прежде чем изнасиловать пригласившую их на трапезу красавицу, усаживаются за столом в кощунственной пародии на «Тайную вечерю» Леонардо. Здесь мы имеем дело уже с явным богоборчеством в искусстве.
В наше время общего базара в России бедность считается унизительной и неприличной. Бедный человек – социальный неудачник, «лох» в глазах буржуазной толпы, гордящейся своим шубами и машинами. Что ж, так всегда было среди «слишком человеческих» двуногих тварей, не различающих бедности «от недостатка» и бедности «от избытка». Как Наташа Ростова у Толстого «не удостаивала» быть умной, так есть люди, которые никогда не будут выслуживаться («ломаться) ради денег. Да озолоти меня, я не стал бы, как наши нувориши и «нуворишки», тратить свою жизнь – сутки напролет – на копанье в жизненной грязи. Речь, разумеется, не о куске хлеба – речь о т.н. «престижном потреблении», об «эксгибиционизме богатства», «похоти знаков», хуже которых может быть только злобная нищета – злобная и на людей и на Творца.
Господь знает, кому что дать или не дать. Может, у него на тебя другие планы. Одного он испытывает скудостью, а другого – излишеством. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) писал в свое время, что люди делятся не на два класса (бедных и богатых), а на три – бедных, богатых и христиан, для которых ни то, ни другое не абсолютно. Ещё лучше сказано у св. Максима Исповедника: подлинно твоё – не то, что ты взял, а то, что ты отдал. Символично, что слова «богатый» и «убогий» имеют один и тот де корень – Бог. Мудрость русского языка, как всегда, неотразима.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга
1. Re: Бедность