Зампред профильного комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич считает, что предложение Шойгу вполне логичное. «Есть высокая степень вероятности, что наш комитет его поддержит, поскольку альтернативщикам действительно логичнее служить в армии, работая на складах, в медсанбатах или на кухне — там, где они не будут иметь дело с оружием», — отметил депутат.
Вместе с тем, отмечает издание, «нельзя не отметить, что это во многом извращает самоё идею альтернативной службы, смысл которой и состоял в том, чтобы позволить людям радикально пацифистских убеждений исполнить свой гражданский долг, не поступаясь совестью».
В нижнюю палату парламента внесен также законопроект, который предлагает ввести повышенный налог для тех, кто уклонился от службы в армии. Уклонисту придется до 45 лет отдавать государству пятую часть своих доходов. По достижении 45-летнего возраста ставка упадет до обычного уровня в 13%. Этот законопроект вносит пакет поправок в Налоговый кодекс, согласно которым для «физических лиц мужского пола», не прошедших военную службу и не освобожденных от нее на законных основаниях, будет введена налоговая ставка в размере 20% от всех доходов.
Как пояснял один из авторов законопроекта депутат Максим Рохмистров, указанные меры могли бы помочь снизить коррупцию в медицинских учреждениях, военкоматах и учебных заведениях. Этот законопроект, в сущности, предполагает, что гражданский долг может быть выплачен в денежном исчислении.
Прокомментировать эти предложение издание попросило известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что «служение родине должно быть святой обязанностью, и наша пропаганда должна как раз на это делать упор». «Другой вопрос, что есть люди болящие, или их религиозные убеждения не позволяют им служить в армии, вот таким нужно дать возможность альтернативно послужить стране, не преступая своей совести. Но, опять же, когда воин служит Отечеству, то понятие "за зарплату" уже попахивает не служением, а просто бизнесом – это наемная работа. Все-таки наша армия не должна быть наемной, мы служим своей родине по убеждениям. И если Миноброны устроит достойные условия для службы всем, то этого будет достаточно. Главное - в имидже самой службы родине и в ее престижности. Вот в Израиле если человек не послужил в армии, то он изгой общества, его будут презирать. Там служба в армии считается достойнейшим делом», - сказал священник. «Наша страна - самая богатая в мире, надо просто пробудить способности людей, дать им возможность трудиться и реализовывать свои способности, и мы не будем тогда копейки считать, улучшая армейский бюджет. А то, считая копейки, мы выплескиваем с водой младенца», - заключил отец Александр.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает разумным предложение относительно призывников альтернативной службы. «Ничего неправильного тут нет, - сказал он. – Человек, который работает в армейских условиях без принуждения брать в руки оружие, это совершенно естественно. Благодаря этому законопроекту для "псевдоальтернативщиков", которые по псевдопацифистским убеждениям пытаются туда устроиться, эта лазейка закроется». «И идея повышенного налога вполне реальна, разумна и заслуживает поддержки, - продолжил пастырь. – Сейчас у нас человек до 27 лет "бегает" от армии, а потом чувствует себя совершенно свободно и с гордо поднятым хвостом спокойно живет, а теперь будет так же бегать до 27 лет, но будет и расплачиваться потом».
«Обязанность служить в армии – это закон. Так что если человек уклоняется от службы, он нарушает закон. Сейчас если он в течение десяти лет как-то уклонялся, никакой ответственности и никаких последствий за это потом не несет. Потому же я одобряю законопроект о том, что "уклонисты" не смогут занимать государственные должности: "уклонисты" должны нести какое-то поражение в правах», - заключил отец Максим.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, также считает, что никакой опасности климату в обществе эти предложения не представляют. «Идеи, наверное, неплохие. Но это только как-то смягчит проблему, хотя вряд ли ее решит. Альтернативная служба в самой армии, когда исполняешь разные технические, как в монастырях говорят, "послушания" – это вполне разумно. Другое дело, что записаться на альтернативную службу хотят очень немногие, как показала практика предыдущих лет. Что касается взимания повышенных налогов за отказ служить в армии, то в некоторых странах такая практика есть, и говорят, что она довольно эффективна. Что-то, может, и у нас получится. Наша система призыва с задачей не справляется – многие все равно уклоняются. Пусть хоть заплатят за это - хоть какая-то польза будет. А то получается "закон не для всех". А так это будет одна из форм выполнения закона. В общем, я считаю, что предложенные меры вполне разумны, хотя и не идеальны, естественно», - сказал отец Димитрий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заявил, что «общество наше так далеко от армии, что эти предложения на общественный климат никак не повлияют, если только СМИ не поднимут волну». «В альтернативной службе есть, конечно, и плюсы, но больше все-таки минусов. Люди, которые выбирают альтернативную службу, должны все-таки понимать, что армейская служба – это на благо Родины. И пусть они только подметают казармы или работают на кухне, все равно приносят пользу. И дело здесь не в экономии бюджетных средств. Это дело принципа. Самое главное, что они будут в армии. Другое дело, как будут формироваться эти части. Важно, чтобы это не привело к всплеску дедовщины. Проблема в том, какие это будут солдаты во время войны? А так - во многих странах такие части есть. Нам надо только подойти к этому здраво. Здоровый человек все равно должен служить в армии. Пусть будет альтернатива – но внутри армии. Хоть на кухне, хоть в госпитале», - заметил он.
«Что касается откупа, то это, на мой взгляд, социально несправедливо. Если человек какое-то время уклонялся, но его поймали, пусть платит за это время уклонения, а потом все равно служит. А изначально откупаться - это неправильно. Ведь у нас после отмены крепостного права все-таки пытались постепенно ввести всеобщую воинскую обязанность. Армия все-таки должна быть плоть от плоти народной», - заключил пастырь.