В частности, руководитель Абхазии коснулся вопроса, связанного с религиозной ситуацией в республике. «Абхазия - светское государство. Власти не вмешиваются во внутрицерковные дела. Вместе с тем, на протяжении многих веков Православие было одной из движущих сил его развития. Совершенно естественно, эта религия стала в стране доминирующей, она несёт важную функцию духовного стержня общества, оказывает существенное влияние на многие процессы. Именно поэтому, когда речь заходит об общественных интересах, об интересах всего Абхазского государства, власти не могут позволить себе дистанцироваться от обсуждения болезненных вопросов и не участвовать в поисках оптимальных решений для выхода из кризисных ситуаций», - отметил Анкваб.
Такая ситуация, продолжил он, «как многим известно, сложилась с недавнего времени в Абхазской Православной Церкви, между священнослужителями, спорящими о путях восстановления автокефалии». Президент республики отметил, что природа этого кризиса происходит от военного конфликта между Грузией и Абхазией. «Тогда Грузинская Православная Церковь совершенно определённо поддержала военную агрессию против мирного населения, благословив вооружённые формирования на преступления против человечности. Более того, ясно осознавая всю тяжесть совершённого греха, священники Грузинской Церкви покинули епархию и бежали из Абхазии вместе с отступающими оккупационными войсками, оставив на произвол судьбы свою паству. С тех пор верующие Абхазии и их духовные наставники - абхазские и русские священнослужители - вели церковную жизнь самостоятельно. Внешнюю же помощь в этом оказывала Русская Православная Церковь. Эти обстоятельства привели к тому, о чём я открыто сказал на недавней сочинской встрече с высокими представителями Русской и Грузинской Православных Церквей: связи абхазского духовенства и православного народа, как и общества в целом, с Грузией и её Церковью давно и невосполнимо утрачены», - продолжил глава Абхазии.
По его словам, в абхазском обществе нет альтернативного мнения по вопросу будущего Православной Церкви. Она, полагает он, «должна добиться автокефалии». Но, продолжил политик, внутри духовенства обозначился опасный по своим последствиям раскол. «Часть молодых служителей Православия в своём стремлении к достижению церковью автокефалии испытывает надежды на помощь Константинополя. Другая считает, что эта цель должна быть достигнута иным путём. При глубоком уважении к Вселенскому Патриарху, Константинополь, всё же, несравненно далёк от нас, по многим единицам измерения. В силу этих обстоятельств, учитывая невозможность оставления верующих без духовного окормления, где бы они ни находились - на признанной или кем-то не признаваемой территории, помня об исторической связи абхазского и русского Православия, считаю, что эту высокую миссию может и должен взять на себя Московский Патриархат», - высказал мнение Анкваб.
Исходя из особой важности вопроса, продолжил он, «совершенно очевидно, что назрела необходимость рукоположения абхазского епископа». «К счастью, в Абхазии сформировалось духовенство, уважаемое верующими и мирянами, достаточно опытное, получившее образование в семинариях Русской Православной Церкви. Данную проблему необходимо решить как можно скорее, чтобы сохранить в древней православной стране апостольское преемство, умиротворить с Божьей помощью растущую паству и избежать самых нежелательных последствий. Это твёрдое убеждение абхазских властей, с которым мы обращаемся к своим друзьям и единомышленникам в России в надежде на поддержку», - заключил Александр Анкваб.