Сколько раз мы уже говорили, что СПИД, наказание Божие за разврат людей, — знамение нашего времени. СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита, болезнь, которая выражается в полном отсутствии сопротивления организма. Малейшая царапина, любая инфекция — и начинается неотвратимая гибель человека.
Трагедия сегодняшнего мира заключается не столько в стремительном росте зла, сколько в отсутствии сопротивления злу, общественного и даже церковного. Воскресное Евангелие о расслабленном глубоко раскрывает нам суть этого явления. В течение тридцати восьми лет скованный болезнью человек пытался подойти к воде, когда исцеление от нее было рядом, но все оказывалось напрасным. «Хочешь ли исцелиться?» — спрашивает Христос. Кажется, в чем вопрос, кто же не хочет исцелиться!
Тридцать восемь лет он ждал, и, может быть, надежда его умерла, и осталось только тупое отчаяние, как плавание полумертвой рыбы по течению. Человек может смириться ложным, страшным смирением. В глубине сердца он может быть как бы довольным своим положением, и это же происходит иногда с целым народом. «Нам хорошо было в плену», — говорил Израиль, вспоминая котлы и мясы египетские с ропотом на трудный путь исхода, предложенный Моисеем.
Есть народы, которые предпочитают за дешевую полуобеспеченность быть колонией. Как говорится, «кто бы нас присоединил к себе». Самое горькое из того, что происходит сегодня с Россией, может быть, то, что большинство этот распад как будто устраивает: «хорошо, что заводы стоят, а ларьки с водкой и киоски с развратными картинками круглосуточно открыты» — и сколь многие по городам и весям России рассуждают так! У тебя нет никаких обязанностей, тебе не надо идти на работу, можно взять бутылку и на целый день отключиться. Пусть нищета и скорбь, зато не надо делать никаких усилий. Люди все более примиряются со своим положением.
Любовь русского человека к заглядыванию в бездну, о которой так вдохновенно писал Достоевский, обернулась гипнотической покорностью перед безднами зла. Ужас в том, что речь идет о нравственном и духовном растлении, о вечной гибели, которой народ не сопротивляется. Хорошо быть инвалидом, больным — кто-то другой пусть несет на себе за тебя бремя жизни. Хорошо жить как бы без креста, хотя крест болезни и греха невыносимо тяжел.
Но мы слышим, что ответ евангельского расслабленного на вопрос Спасителя: «Хочешь ли исцелиться?» был дан немедленно, сразу. Все загорелось в нем невозможной надеждой. Он хочет исцеления, но не знает, как это сделать, потому что нет никого, кто мог бы ему помочь. Вот первое, главное условие для возрождения — чтобы сила Божия спасительно действовала: надо сильно этого хотеть. Это желание должно быть как бы непрестанной молитвой, неумолкающим криком о помощи Божией. Христос обращается сегодня к каждому из нас, ко всей расслабленной нашей России: «Вы в самом деле хотите, чтобы все изменилось?» Если мы скажем устами: «Да, Господи!», а в глубине сердца будет «пусть будет все так, как есть», все останется так, как есть.
Господь говорит расслабленному человеку: «Встань и ходи». Как это верно, что мы должны прежде всего осознать свою беспомощность, и что нет человека, нет никакой человеческой помощи ни в каких экономических, политических и прочих программах, которые могли бы все изменить. Именно по этой причине милосердный Господь посылает нам поражение за поражением, чтобы мы не надеялись «на князи, на сыны человеческие», а уповали только на Господа. Существенно важно понять (но не менее важно — услышать), что Господь хочет соединить Свою всепобеждающую силу с нашими немощными усилиями. Чудо произойдет, если мы соединим с даром Господним наше желание и старание сделать то, что Бог говорит. Мы понимаем, что нам, как расслабленному, Христос повелевает совершить невозможное, но если мы будем со Христом, с Его ненавистью ко греху, с Его любовью ко всем людям и с Его особенной любовью к детям, то все доброе, которого мы хотим, исполнится.
Может быть, и в Церкви есть такие, кто стараются лукаво не замечать происходящего: солнце светит, открываются храмы, монастыри, а остальное нас не касается. А «остальное» — это уничтожение не части, как в сталинские годы, а целого народа, причем не только физическое. Как сказал недавно один игумен: «Если сексуальное просвещение в школах успешно продолжится, лет через десять в Церкви не будет новых прихожан». Но Христос пришел, чтобы дать нам образ. Если мы Христовы, мы призываемся помочь тем, кому никто не может помочь. Это наш последний рубеж.
Мы повержены, Россия переживает полный разгром. То, чего им не удалось добиться в 1917 году, они добиваются сейчас. Но если мы исполнимся святой решимости преодолеть оцепенение расслабленности и встать во весь рост, каким бы безнадежным ни представлялось происходящее, сила Христа Воскресшего совершит чудо, и мы победим с Ним тех, кто так долго побеждали нас.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах
1. Re: «Встань и ходи!»