Шиманов - человек неординарной судьбы. Буквально за месяц до выпускных экзаменов в московской школе он вдруг все бросает, едет в тайгу валить лес. Затем армия, возвращение в Москву и период самообразования (никакого ВУЗа он так и не кончил, а работал всегда истопником, дворником, лифтером и пр.). Жажда постижения жизни, человека, его истории овладевает им с огромной силой. Бесконечное сидение в библиотеках. И вот однажды он, просматривая один из журналов (протестантских), вдруг видит строки «Христос Воскрес!». И неожиданно сразу появляется абсолютная вера в истинность этого события: Христос воскрес! Какая свобода и какая благодать!
Сделавшись верующим, Шиманов полностью погружается в дело проповеди христианства. Вообще, он если отдавался делу, то уж целиком, если сближался с людьми, то с открытой душой, если рвал, то резко и сразу. Он никогда никого не боялся. И поэтому, несмотря на полное непонимание друзей и опасности благовествования Христа в атеистической Москве, он ведет это дело совершенно открыто - алтарничает в храме у о. Дмитрия Дудко, сближается с московской интеллигенцией и прямо говорит о христианстве и нынешнем положении Церкви. Он прекрасно знал всю диссидентскую тусовку - и ее либерально-иудейское крыл, о и православных диссидентствующих - о. Александра Меня, о. Глеба Якунина, Феликса Карелина и еще множество, известных и неизвестных, персонажей 70-80х.
Разумеется, такой человек был обречен на репрессии со стороны властей. И они не замедлили последовать: Шиманова за религиозную пропаганду помещают в психиатрическую лечебницу. Этот тяжелейший период он описал в своей книге «Записки из красного дома». Его могли легко уничтожить - просто заколоть седативными препаратами. Но Господь не попустил этого - Шиманова выпускают, а его книга попадает на Запад, где становится сенсацией и читается по БиБиСи. В результате личность Шиманова приобретает большую известность, и теперь просто его поймать и снова засадить в психушку не выйдет - будет большой скандал. Его не арестовывают, но постоянно следят. А он смело продолжает свое дело, выпускает самиздатовские сборники, встречается с людьми, пишет статьи. И в конце концов вырабатывает свою христианскую философию - столь неожиданную и неприятную для Запада, что ее критике посвящает свою книгу известный Александр Янов.
Перестройка была для Шиманова огромным ударом. Долгое время он почти не пишет, но затем, переборов искушения, снова возвращается к активной публицистической деятельности. И именно в последние годы Шимановым создается замечательный цикл статей, где формулируется своя, христианская, философия национализма, свое понимание русскости, русской общинности, свое осмысление проблем и задач Церкви. Вообще, статьи Шиманова замечательны не только по содержанию, но и по форме. Он - мастер точной фразы, запоминающегося афоризма, яркой характеристики. Всю жизнь он мучительно искал слова для полного выражения своей мысли.
Геннадий Шиманов - прежде всего мыслитель. Мыслетворчество было главным, или лучше сказать, единственным делом этого удивительного человека, и этому делу он приносил в жертву все: материальные блага, здоровье, даже семейный уют. Каждое утро он садился за письменный стол (в последнее время - за компьютер) и работал, считая, что день прожит зря, если не удалось измыслить интересной идеи и зафиксировать ее на бумаге. Разговоры с ним по телефону тоже превращались в обсуждение только что сгенерированных им мыслей. Вне творчества, вне размышлений о Боге и бытии он себя просто не мыслил. Днем он частенько отправлялся в книжный магазин, долго просматривал книги и иногда покупал (денег у него всегда было в обрез). Вечером же у Шиманова как правило собирались гости - он устраивал «русские собрания», т.е. обсуждения насущных русских проблем, причем по особому сценарию, без трепа и бесконечного перебивания друг друга. Там разворачивался его талант оратора, которым он обладал в полной мере, и дар его незаурядного остроумия, иногда столь тонкого, что зачастую невозможно было понять, говорит он это серьезно или шутит.
Полтора года назад его настигла смертельная болезнь. Но он, отказавшись от химиотерапии («она будет мешать мне мыслить»), мужественно продолжал напряженно трудиться. И в результате огромных усилий воли месяц назад он завершает свою последнюю значительную работу «Причины гибели христианской цивилизации» (опубликованную на РНЛ), работу, про которую он сказал «закончен труд, завещанный от Бога». И сразу после этого он стал слабеть и тихо угасать.
Геннадий Шиманов - это символ «диссидентской» эпохи нашей церковной, политической и общественной мысли. Эпохи по-своему замечательной, но теперь, с его уходом, навсегда закончившейся. Это был праведник, исполнявший может быть самое трудное послушание - говорить истину. Он выполнил все, к чему был призван Господом и ушел к Нему, отдав все свои силы и таланты.
Вечная ему память.
Николай Сомин, публицист
6. Re: В память вечную будет праведник
5. Ответ на 1., Павел Тихомиров:
4. Человек, увидевший Свет ...
3. В память вечную
2. Re: В память вечную будет праведник
1. Царствие Небесное