С приветственным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предваряя вручение премии, Патриарх сказал: «Премия вручается уже три года - за литературу, утверждающую нравственные ценности. Мы награждаем писателей, подвижников духа, которые сохраняют верность Богу, народу и Отечеству. Эти люди не гонятся за рейтингами и гонорарами, на них держится культура слова».
Святейший отметил, что лауреатами нынешней премии стали те писатели, которые «в переломные 90-е годы размышляли о судьбах нашего Отечества». Также сказал, что национальная литература - это своего рода отражение того культурного пути, который прошел создавший ее народ. «Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в Божественном Откровении», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. По словам Его Святейшества, несмотря на то, что сегодня многие говорят о кризисе культуры, о том, что современная литература не идет ни в какое сравнение с классической литературой, было бы несправедливым сказать, что сегодня нет хороших писателей. «Такие авторы есть. Они работают в разных жанрах и разной степени известностью обладают. Они принадлежат к разным поколениям, однако их объединяет стремление утверждать в общественном сознании непреложные идеалы и ценности и отстаивать идеалы и ценности. Именно те писатели, которые осознают себя духовными преемниками отечественных классиков и продолжателями их служения, не идут на этические и эстетические компромиссы в угоду требованиям массового читателя, становятся лауреатами Патриаршей литературной премии», - отметил Патриарх. Святейший поблагодарил литераторов «за замечательный вклад и в русскую литературу и в русскую общественную мысль».
В нынешнем году на соискание премии было подано 30 заявок. Экспертный совет и Палата попечителей Патриаршей литературной премии изучили все материалы, ознакомились с текстами произведений, критическими отзывами, исследовательскими статьями. В ходе большой предварительной работы специалисты успели выработать общее мнение, а потому проект короткого списка бурных дискуссий не вызвал и в итоге был принят единогласно. Действительно, все писатели, попавшие в этот список, - Алексей Варламов, Дмитрий Володихин, Геннадий Красников, Ольга Куликовская-Романова, Станислав Куняев, Валерий Лепахин, Юрий Лощиц, Наталья Сухинина, протоиерей Александр Торик — люди бесспорно талантливые, узнаваемые, внесшие значительный вклад в современную словесность.
Далее состоялись выборы лауреатов премии. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав который вошли: писатель протоиерей Николай Агафонов, писатель, главный редактор «Литературной газеты» Ю.М.Поляков, президент Российской государственной библиотеки В.В.Федоров.
Святейший Патриарх Кирилл огласил протокол результатов тайного голосования о присуждении премии. В 2013 году лауреатами премии стали А.Н.Варламов, С.Ю.Куняев и Ю.М.Лощиц.
Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена 25 декабря 2009 года.
Важно то, что премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей. Это явление знаковое для нашего времени. Совершенно очевидно, что миссия, которую выполняет сегодня Русская Православная Церковь, не только велика и благородна, но имеет вынужденный, можно сказать даже экстренный характер. Церковь сегодня берет на себя функции, с которыми не справляется государство. Засучив рукава, она вплотную взялась за восстановление духовного, нравственного статуса общества. Вопросы культуры, образования, попечение о социально неблагополучных слоях общества, охрана детства и старости, борьба с наркоманией и преступностью, - все это те ключевые проблемы, по состоянию которых во всем мире определяется здоровье цивилизованного общества, оценивается его статус на линейке благополучия государств. И сегодня это те вопросы, которые, ввиду антигосударственной политики коррумпированной верхушки власти, как не приносящие личного дохода, оказались вытеснены на самую обочину повестки дня, эти ключевые вопросы совершенно задавлены извечно главенствующими ныне проблемами, типа нефтегазовых долларовых трубопроводов.
Гражданская позиция Патриарха, его глубокое, как молитвенное, так и деятельное участие в жизни нашей страны, та неиссякаемая энергия и инициативность, с которой его Святейшество находит варианты соработничества Церкви и Государства, не могут не восхищать! Ситуация неумолимо раскачивается…
Выступления, в которых Святейший характеризует состояние дел, в том числе и на литературном поприще, отличаются точностью и объективностью суждений: «Все больше тревожных мыслей возникает в связи с развитием нашей художественной литературы, – заявил Патриарх Кирилл на последнем заседании, связанном с выдвижением кандидатов на патриаршую литературную премию. - Во-первых, есть несомненный факт политизации. Общество, конечно, разделено, и литература разделена. В 1990-е годы кто-то сказал мне: «подумайте, что представляет собой Россия - у нас больше ста политических партий! Я ответил: «У России всегда было только две политические партии, а все остальное - это изводы».
Так вот, эти две политические партии присутствуют и в художественной литературе. Наверное, нужно было бы дать какую-то особую премию тем, кто предложил бы пути преодоления этого исторического разделения, которое приносит много бед и скорбей. Это разделение, кстати, проходит и по телу Церкви, а поскольку Церковь - не политическая организация и главная задача Церкви 0 пастырство, то это является очень серьезным вызовом для Церкви. Мы делаем все для того, чтобы примирять людей, одновременно оставаясь на тех позициях, на которых Церковь всегда пребывала, - связанных с особым попечением о судьбе нашего народа и нашей страны».
Другая тема, которая тревожит Патриарха, - это коммерциализация современной художественной литературы. «Чтобы хорошо зарабатывать сегодня на художественной литературе, - говорит Святейший, - нужно потакать вкусам большого числа людей. А наша художественная литература была полезна для народа, для страны именно тем, что не потакала страстям, а формировала идеалы.
Таким образом, есть два пути: либо идти за кем-то и зарабатывать деньги, либо свидетельствовать об идеалах, об истине, особенно если это связано с религиозным измерением жизни, и в каком-то смысле идти против течения. Большинство людей, образующих общий поток, скорее будут читать коммерческую, чем по-настоящему художественную литературу, - это проистекает из общих умонастроений, из нравственного состояния общества, которое сегодня никак нельзя признать удовлетворительным. Поэтому задача заключается в том, чтобы максимально поддерживать ту часть нашей русской литературы, которая не оставляет попыток защищать и пропагандировать высокие духовно-нравственные идеалы, особенно в молодежной среде».
О трудностях, с которыми приходится сталкиваться современным литераторам и о месте книги в обществе, православному журналу «Фома» рассказали лауреаты Патриаршей премии.
Русский писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века Алексей Варламов заметил, что «если смотреть фактам в глаза, то надо с горечью признать, что авторитет книги падает и падает катастрофически. Говорят, что это общемировой цивилизационный процесс.
У меня очень печальный взгляд на вещи, и главное, я не понимаю, как можно эту ситуацию переломить. То есть умом понимаю - не отчаиваться, не впадать в уныние, делать свое дело - я его и делаю, но только эффективность, результативность все равно стремится к нулю. Впрочем, как заметил некогда мой любимый М.М.Пришвин: «Помирать собирайся, а рожь сей». Вот и сеем понемногу. Что уж там вырастет... Но ведь вырастет же!»
Российский историк, писатель-фантаст, литературный критик, издатель Дмитрий Володихин, размышляя о действительности и о статусе книги в обществе, сказал: «Полагаю, статус книги сейчас падает - вне зависимости от того, в каком виде книга пребывает, бумажном или же электронном. На мой взгляд, современная массовая культура просто понемногу уничтожает навык «долгого чтения», иначе говоря, чтения больших книг от корки до корки - ради получения знаний, ради нравственного диалога с писателем, ради удовольствия, в конце концов. Это ведь хоть какой-то интеллектуальный труд, а современного человека отучают прикладывать к чему-либо умственные усилия. 60 лет назад вышел знаменитый роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Брэдбери предсказал рождения общества, где изматывающий труд перемежается с наслаждениями самого тупого, низкопробного свойства, а глубокий оригинальный ум - не в почете. Его предсказания сбываются у нас на глазах».
Доктор филологических наук и автор монографий на иконописную тему Валерий Лепахин определил историческую роль книги и попытался проанализировать отношение к литературе в наше время: «Книга в древней Руси почиталась наряду с иконой. Такое отношение к книге, точнее, к Книге книг — к Святому Евангелию — мы видим в Церкви. Вот он, высочайший статус книги! Но со временем статус книги менялся — тут можно выделить несколько моментов. Благодаря изобретению книгопечатания книги перестали быть уникальными произведениями искусства, предметами ручной работы. Благодаря реформе правописания в петровские времена была разорвана связь между единством буквы и духа. Доступность книги повлияла на снижение ее уникальной духовной ценности. В книге стало снижаться значение сакрального элемента. Ранее она была сокровищницей Слова и слова Божия, а также слова Святых Отцов, а со временем стала хранилищем слов писателей и поэтов. Многие из них также вдохновляются словом Божиим, но многие уже открыто борются против Бога. Иначе говоря, книга следует за всеми взлетами и падениями человечества.
Однозначный ответ на вопрос о сохранении высокого статуса книги дать невозможно. Все зависит от того, о каком слое общества мы говорим, о каком возрасте. Я иногда спрашивал своих студентов: садились ли они хоть раз в жизни с книгой любимого поэта в руках перед камином, например, и читали ли просто так, для себя, для души? Читали ли просто потому, что появилась такая душевная потребность? Ни разу ни один студент не поднял руку, все только растерянно улыбались. И удивлялись вопросу. В студенческой среде отношение к книге в немалой мере потребительское - ценятся те книги, что нужны для сдачи экзамена. И ровно до того момента, пока экзамен не сдан.
На понижение статуса книги работает современная паралитература, которой забиты магазины, лавки и прилавки. Она бросается в глаза своими яркими, безвкусными обложками, она дешевая и выходит огромными тиражами, вытесняя классическую русскую словесность».
Писатель, публицист протоиерей Александр Торик отличился оптимистическим суждением: «Высокий статус книги, безусловно, сохраняется. Сегодня у книги отняты те читатели, кто воспринимал её только Средством Массовой Информации - у них есть свои источники развлечения и заполнения пустоты души. Книга сегодня самый «взрослый» инструмент воздействия на человеческую душу, самый сложный и многогранный, заставляющий читателя соучаствовать, со-трудничать в создании Образа. Книга была и остаётся самым развивающим и утончающим душу произведением человеческого таланта, дарованного Богом для совершенствования в Любви. Конечно, от автора зависит - питает ли он свой талант Светом Неба или взращивает его на «гумусе» преисподних страстей».
Русский поэт, публицист, литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев также сказал о проблемах современного общества: «Священное Писание начинается с великих слов: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Богом». А Слово в те времена, обязательно, воплощалось в каменную, глиняную и пергаментную печать. Мировая литература за несколько тысячелетий включила в себя высшую степень человеческой культуры. Все народы мира прошли через этап создания книги. В прошлом каждый из этих народов создал величайшие произведения: Шекспир, Гете, Дикенс, Флобер... Или вспомним высочайшую греческую и римскую литературу — и, конечно же, библейскую историю, которая связана с книгой, связана с пергаментом и буквами. Священное Писание рассказывали устно, а потом оно перешло в книгу. Это намоленное величие сейчас бездушно и легкомысленно растрачивается человечеством.
В наши дни, быть может, последним оплотом книжной культуры является русская литература XIX века. Она последняя вошла в литературу мировых народов. Сегодня мы живем в эпоху глобализации, в эпоху власти денег. У французов есть пословица: «Франция — это личность». Так вот, сейчас происходит стирание признаков личности, и мы видим подобие масок, похожих одна на другую. Но пока существует Россия, пока у нее есть шансы на возрождение, я думаю, что в мировом масштабе этого удастся избежать. По крайней мере, до Второго Пришествия».
Русская общественная деятельница, почётный академик Российской Академии Художеств, писательница Ольга Николаевна Куликовская-Романова прокомментировала вопрос о статусе книги в мире и в России: «Изменилась сама жизнь по сравнению с прошлыми веками, что нашло отражение и в книгах. Произошла десакрализация жизни: высокое принижено, а на его место поставлено низменное. Обесценивается не только интеллектуальная, но и массовая книга, ее престиж падает, появляются электронные «буки», книга вытесняется интернетом, кино, телевидением. Продолжается вселенский эксперимент по оболваниванию человека. В результате упадка веры (у нас в Канаде, например, христианские церкви закрываются) религиозная книга на Западе потеряла широкого читателя. Это приводит к утрате массового интереса к высокой художественной литературе. К примеру, тиражи классики и литературных журналов на Западе мизерны. Это и есть «опрощение» жизни, ее десакрализация, которая, по закону энтропии, приводит к упадку и смерти самого общества.
Слава Богу, в России, во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви, положение пока иное. Классическая и духовная литература продолжает сохранять свое великое значение. Среди моих знакомых есть немало православных писателей и издателей, журналистов. Именно они противостоят натиску массовой «дурной» литературы, высоко держа планку Великой Русской Книги, чье значение и предназначение - быть светочем для нашего народа - неизменно и ныне, и присно, и навсегда».
Ольга Николаевна очень точно остановила свое внимание на роли РПЦ в жизни современной русской культуры. РПЦ словом и делом взывает к возвращению к вечным ценностям, говорит о необходимости сознательной политики государства в отношении культуры, образования и воспитания. Призывает начать разработку государственной стратегии возрождения и поддержания в России культуры вообще и особенно русской культуры и русского языка, которые всегда были государствообразующими и от состояния которых зависит будущее страны. Такая стратегия не может не охватывать сферы науки, образования и воспитания, музейное дело, кинематограф, театр, литературу, книгоиздание и СМИ.
В лоне Православной Церкви ведется активная деятельность по многим направлениям, в том числе регулярно проводятся встречи писателей с широкой общественностью в различных регионах. Подобные проекты реализуются совместно с клубом Союза писателей России, который стал победителем конкурса «Православная инициатива» по направлению «Культура». Это самая настоящая просветительская работа. Кроме того, многие православные писатели, в том числе лауреаты и номинанты Патриаршей литературной премии, сегодня активно участвуют в мероприятиях, проводимых Издательским советом в рамках региональных книжных выставок «Радость слова» и др. Об издательской деятельности говорить и вовсе не приходится. В последние десятилетия в России падает интерес к чтению, однако православная книга, по данным статистики, за 20 лет, наоборот, обрела больше читателей. Православный сегмент книжного рынка сохраняет свою устойчивость. Если в ряде других книжных сфер отмечается падение тиражей и количества наименований, то в отношении православной книги такого не происходит. Это признак стабильности и предпосылка к тому, чтобы идти вперед.
В нынешних условиях капиталистического мира поддержка писателей и деятелей культуры, несущих Божий Свет миру необходима, как никогда. «Патриаршую премию мы и задумывали именно для того, чтобы оказывать поддержку малому стаду, – подчеркивает Патриарх Кирилл, - так я могу охарактеризовать этот иной поток. Церковь применяет и к себе этот образ малого стада (см. Лк. 12:32), так же, как Господь применил аналогичный образ узкого пути (см. Мф. 7:14). Без этого пути, по которому шли пророки, святые и мученики, не может быть никакого духовного роста нации. Кто-то должен идти этим путем. Патриаршая премия призвана поддерживать таких подвижников духа. Иначе я не могу назвать этих людей, потому что их жизнь связана не с материальным достатком, не с широким общественным признанием, не с восторженными отзывами в большинстве периодических изданий, а с подвигом, без которого народ наш может потерять действительно очень важный ориентир. Поэтому я лично испытываю глубочайшее уважение и признательность тем писателям, которые полагают свою жизнь, свой талант на служение Богу и людям, оставаясь верными тем идеалам, которые в массовом сознании сегодня нередко перестают восприниматься как идеалы».
И мы, конечно же, понимаем, что Святейший в данном случае говорит не только о символической поддержке, не только, так сказать, о «хлебе насущном», здесь речь идет о большем, о главном, о самой сути - о нравственной и духовной поддержке, о единении Церкви и мыслящей интеллигенции, единении в самом сокровенном и таинственном: литургическом единении в Самом Духе Святом. По словам Первоиерарха, такую «поддержку» Божиим промыслительным произволением Русская Православная Церковь оказывала и будет оказывать всем, кому небезразличны судьбы Родины.
Истинно, что времена общественных нестроений особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Сегодня именно такое время и не видеть истинной сути вещей может только мертвый душой.
Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и поношений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти.
«Взгляните на русскую историю, - писал незабвенный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), - в течение шести столетий после крещения Руси, ставшего отправной точкой в жизни державы, русский народ мужал и креп под сенью Креста Христова, под отеческим, пастырским надзором церковным. Шестьсот лет восходил он «от силы в силу», преодолев родовые распри, княжеские междоусобицы, католическую агрессию на западе и татарское нашествие на востоке, осознав свое великое служение хранителя Истины, приведя в соответствие с ней все стороны народной жизни. И лишь после всего этого, достигнув в меру высокой христианской духовности, сподобилась Русь подвергнуться огненному искушению Смуты начала XVII века.
Тогда русские люди выдержали это испытание с честью. И вот сегодня мы вновь стоим перед вопросом: как быть? Каким путем идти дальше? Где искать смысл нашего бытия?
Вопросы эти - важности первостепенной, ибо то, что происходит ныне на русской земле, - не ошибка «верхов» и не случайность. Это - яростный порыв бесовщины уничтожить Святую Русь в самых источниках ее, в душах людей русских. Это - дьявольские дела, попытка сатаны и приспешников его упразднить дело Христово, дело спасения человечества от тьмы страстей и рабства греху.
Так что же - будем ли мы медлить и далее, искушая долготерпение Божие, ожидая, когда исполнится чаша гнева Его, уготованная нам, маловерным и малодушным, променявшим свое духовное первородство на чечевичную похлебку из заграничных тряпок с яркими этикетками, пепси-колы, жвачки и «гуманитарной помощи»? Или - одумаемся, наконец, очнемся от дурмана и забытья «цивилизованной» жизни, взглянем на наше бытие трезвенным и непредвзятым оком?»
Праздничный концерт, украсивший церемонию награждения Патриаршей литературной премией, венчала русская народная песня «Дубинушка»… та самая заунывная и протяжная… бурлацкая… с припевом: «Э-эй, ухнем!!!» Ай да режиссеры! Ай да молодцы! Точнее не выдумаешь!
Ну что же, патриаршим благословением впряжемся соборно, люди русские, не наемные, но во Христе свободные! Ухнем!
Мария Мономенова
1. Re: Э-э-й, ухнем!