В Баня-Луке вышла в свет книга нашего постоянного автора, профессора Зорана Милошевича «Нежелательные интеграции. Сербия между неоосманской Турцией и атлантическим Евросоюзом».
Книга интересна прежде всего тем, что в ней автор не просто поругивает Евросоюз и его проектировщиков, прорабов и строителей, но показывает то, что мотивация «сербских еврооптимистов» обусловлена не только «морковками и пряниками», но и «кнутом».
Зоран напоминает о том, что Европейский Союз представляет собой экспериментальную площадку по разрушению национально-культурных идентичностей и созданию в Плавильном Котле-2 некоего сообщества, каждый из индивидуумов которого был бы носителем запрограммированного набора ценностей. Это все понятно, но, непременно, должно проговариваться вновь и вновь, дабы яснее понимать суть проблемы, перед которой столкнулись сербы.
Итак, с одной стороны Сербия представляет для экспериментаторов некоторую проблему, связанную с тем, что сербы, выживая в условиях агрессивного окружения - как исламского, так и римо-католического - выработали такие черты национального характера, которые сделали из этого народа «крепкий орешек», непереплавляемый пока что евроинтеграторами.
Но евроитеграторы-экспериментаторы не привыкли отступать. Что мы наблюдаем сейчас в Сербии?
Косово окончательно утрачено и в самом обозримом будущем его северные общины будут оккупированы при помощи американских спецназовцев.
Черногория давно уже превращается в рассадник сербофобии - наподобие того, как Украина превращена в рассадник ненависти к России. (И это при том, что Черногория некогда воспринималась в качестве Сербской Спарты, причем сами черногорские сербы в общесербском сознании занимали примерно то место, которое в русском национальном сознании занимали Казаки). Теперь окончательным шагом по уничтожению сербско-черногорского единства может стать формирование отдельной от Белградского Патриархата церкви, Черногорской Архиепископии.
Воеводина превращается в некую экспериментальную территорию «еврозоны», т.е. выламывается из общесербского единства. И хотя сербы в Воеводине все еще остаются большинством, значительно превышающим по количеству всех остальных граждан Сербии, проживающих в этом крае, в Воеводине - как и у нас в России - постоянно подчеркивается многонациональность, многокультурность и т.д. и т.п.
Не за горами и окончательная утрата Республики Сербской Боснии и Герцеговины. А ведь Герцеговинцы и Боснийцы - это, можно сказать, «сербы со знаком качества». Сербы, которые свою идентичность и самосознание не просто выстрадали, но и отстояли с оружием в руках.
Тем не менее, даже в расчлененном состоянии, сербы никак не желают перевариваться в Плавильном Котле Евросоюза.
Но если не помогают евро-пряники и евро-морковки, то приходится прибегнуть к другому способу. Помимо морковок и пряников есть еще и кнут.
Это нам - из прекрасного далека - кажется, что все очень просто. Захотели, дескать, сербы похлебки виз и инвестиций, вот и продали Косово.
Что же представляет собою «кнут», которым удалось поколебать часть сербов?
Формируется мнение, будто не успев вскочить в уходящий вагон евроинтеграции, сербы будут втянуты в состав Большой Турции - экономического и политического Союза, который, по-идее, должен будет охватывать пояс от Боснии до Ирака.
Восточная интеграция представляется несравненно большим злом, нежели западная, то этот аргумент срабатывает. Понятно, что сербы поставлены перед искусственным выбором, искусственность которого заключается в том, что, якобы, никаких альтернатив этой лукаво сфабрикованной развилке якобы не существует.
Но факт остается фактом - в среде балканских мусульман наращивает обороты новый виток антисербских настроений. Сербы это ощущают и... «фактор наличия осязаемого кнута срабатывает».
В книге Зорана Милошевича подробно исследуется процесс формирования негативного образа сербов в среде мусульман Боснии - будущих хозяев положения в случае реализации «турецкого вектора интеграции».
В частности, анализируется содержание текстов о сербах, опубликованных боснийской газетой «Ежедневный голос» (Дневни аваз). Это издание представляет этноконфессиональную идентичность сербов в преимущественно негативном свете, объявляя все сербское сообщество криминогенным и склонным к разнообразным моральным отклонениям.
Вновь и вновь повторяется мантра о том, что сербы являются народом, совершившим «геноцид» и «преступление» в отношении «бошняков».
Особой статьей проходит долгоиграющая тема Эмира-Немани Кустурицы, которому часть мусульманских политиков не может простить православного крещения в зрелом возрасте.
Интересно, что в том случае, когда нужно что-то сказать положительное о сербах Боснии и Герцеговины, газетчики позиционируют таких сербов «боснийцами». Все это - совершенно избитые и заезженные штампы, хорошо знакомые и нам, «россиянам».
Но, так или иначе, это, увы, работает.
Боснийские мусульмане подпитываются ненавистью по отношению к сербам, а сербы - отчаявшись от всего навалившегося - начинают воспринимать Евросоюз в качестве убежища от мести турок и потурченцев.
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»