Агентство «Интерфакс» опубликовало доклад «Карта этнорелигиозных угроз». Авторы доклада предупреждают о критической ситуации в некоторых регионах России, связанной с распространением идей радикального ислама в среде мигрантов.
«Мигранты испытывают враждебность к обществу, в котором они оказались. Это прекрасная среда для распространения фашистской идеологии на религиозной основе», - считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Комментируя упрощение миграционной политики, он заявил: «В итоге может произойти подлог. Юридически вместо облегчения получения гражданства для русскоязычных будет нечто совершенно другое - облегченная натурализация для граждан бывшего СССР. Изменить это можно только корректировкой закона о соотечественниках».
Налицо фактическое выпадение из правового пространства России ряда регионов, отмечает портал Regions.Ru. Это Чечня с беспрецедентной автономией ее силовиков, фактическим иммунитетом от преследования для отдельных лиц, ограничениями в деятельности федеральных структур власти на территории республики, включая силовые и специальные службы. Это Ингушетия и Дагестан, где в лице подполья сложилась, по сути, параллельная система власти, обладающая как ресурсами воздействия на официальную власть и бизнес, вплоть до теневого налогообложения, так и относительной легитимностью в глазах части населения. Там прослеживается общая черта - формирование неподконтрольной федеральному Центру системы организованного насилия.
Во-вторых, складываются этнократии практически во всех, даже благополучных республиках РФ. Тенденции к правовому партикуляризму наблюдаются в Татарстане, Башкортостане, Якутии, Туве. Дискриминация в пользу титульных этносов национальных республик в системе государственной службы является негласной нормой, правящие элиты и/или контрэлиты этнических регионов активно разыгрывают этническую или религиозную карту для решения своих задач.
В третьих, прогрессирует распространение радикального политического исламизма, на базе которого формируется самоподдерживающаяся социальная антисистема (то есть сообщество, выступающее деструктором того общества, к которому оно принадлежит, и при этом питающееся его слабостями). Наиболее тревожной представляется экспансия исламистских, и в том числе непосредственно ваххабитских, сетей в трех различных, но критически важных типах социальных сред: молодежь, бюрократия, криминальный мир. Доцент МГЛУ, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев говорит: «Сейчас мы столкнулись с ваххабитским интернационалом, который совершает подавляющее большинство терактов в России, и практически все теракты, связанные с гибелью людей, на их совести», - добавил он. По словам Силантьева, общая численность ваххабитов в России превышает 5% от общего числа мусульман (около 700 тысяч человек). К 2013 году ваххабитские общины были созданы во всех субъектах РФ, за исключением Чукотского АО. По мнению экспертов, вскоре в Поволжье будет наблюдаться ситуация, схожая с той, что была на Северном Кавказе 15 лет назад.
В ближайшие 5-10 лет произойдет окончательный выход на общественно-политическую арену России мигрантов (особенно второго поколения, уже родившегося в стране, но не интегрированного в культурном плане), причем как внешних, так и внутренних (с Северного Кавказа). Тенденция к участию мигрантов в рядах исламских фундаменталистов в Поволжье стала ощутимо заметной в последнее время.
«Согласны ли вы с диагнозом, поставленным в докладе? Какие меры борьбы с этими угрозами кажутся вам самыми неотложными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил: «Если у нас нет реального понимания, что такое российская нация, если мы говорим: «мы – многонациональный народ России», а при этом непонятно, в чем же заключается единство, - тогда в самой идее национальности как раз есть скрытая угроза».
По его словам, «надо было в свое время не вестись на навязанные нам идеи конституционного устройства, когда пытались одновременно построить новое государство на фундаменте разрушившегося СССР, но при этом сохранить схему национального устройства, которая был разработана при Ленине-Сталине: с массой национальных республик». «Само это устройство представляет угрозу для единства страны – не забудем, что Союз и «разломили» по границам республик», - подчеркнул священник.
«Так что единственный возможный вариант сохранения государственной нации – это понимание нации как гражданской политической общности - единой российской нации. Никаких других наций и народностей нет. Тогда человек, приезжающий в нашу страну, обязан знать историю, культуру, традиции и единый язык общения. Если в США человек должен знать американскую версию английского языка, знать Конституцию страны, историю и культуру и сдавать экзамены на эту тему, и то же самое во Франции, Англии и других странах, то и в России должно быть так же. А то приезжают к нам мигранты, а им говорят – надо учить русский язык. А зачем, если у нас куча разных национально-культурных автономий? И каждый регион начинает заниматься выпячиванием своей народности. И чего мы тогда хотим? Единственный фактор общенационального единства – это признак подчиненности законам государства, возможно исповедование единой веры или поддержание единой идеологии, которая сейчас недосформирована и недоопределена», - добавил он.
«Как из этой ситуации выйти? Во-первых, в Концепции государственной национальной политики должен быть жестко разделен фактор этничности и религиозности. Во-вторых: у нас должна быть одна нация, и она должна быть названа. Что такое российское общество в Москве сегодня? Это группа национально-культурных автономий: кланов армянских, чеченских и прочих, которые живут по своим законам, а законы страны презирают. Они уже, может, и не мигранты, а граждане России, но считают себя вправе не соблюдать законы этой страны. Только переломив эту ситуацию, можно создать единую нацию. Разрушение страны по национальному принципу – это одна из страшнейших угроз, которая разрушила многие крупнейшие империи мира, начиная от древнекитайских цивилизационных систем до Византийской Империи или недавней Югославии. Не дай Бог нам попасть в такую мясорубку», - заключил о. Александр.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, полагает, что уже разработана и весьма эффективно действует внутренняя этнорелигиозная политика.
«Сложности, безусловно, есть. Разрешить их можно, с одной стороны, мерами законодательными, препятствующими экстремизму, а с другой – мерами по укреплению традиционных религий, не склонных по своей сути к экстремизму. Это в том числе не радикальный, а именно традиционный ислам, которого уже много лет придерживаются народы, живущие с нами бок о бок. Я считаю, что представители традиционных вероисповеданий – и православные, и мусульмане, и буддисты – всегда смогут найти общий язык. Государственная поддержка их, укрепление связей между ними будет способствовать и укреплению религиозной и духовной безопасности в нашей стране», - заключил о. Мелетий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, полагает, что у авторов доклада есть основания для такого диагноза.
«Сейчас во всем мире идет процесс радикализации экстремистских группировок, прежде всего исламского толка. Это связано с упрощенным подходом к религии – сделай то-то и то-то и получишь то-то и то-то. Это, конечно, ближе к магии, к язычеству. Есть это не только в исламе. Примитивный взгляд на мир, примитивное отношение к человеку может рядиться в одежды и ислама, и либерализма. Тогда все делится на черное и белое – либо ты враг, либо не враг. Такой упрощенный подход обостряется на фоне социальных и политических проблем. Радикализация, безусловно, идет. Решение этой проблемы в нашей стране связано в первую очередь с решением социальных проблем. И, конечно, должен быть жесткий контроль за миграционным процессом. Прежде получения гражданства должна быть доказана определенная лояльность русской культуре. Кавказская проблема представляется гораздо более сложной. Мне кажется, что там ситуация как-то стабилизируется, укрепляется понимание того, что лучше жить все-таки в неких цивилизованных рамках, что оружие и войны добра и процветания не принесут. Безусловно, эти идеи должны пропагандироваться. Нужно поддерживать традиционный ислам, а радикальные группировки нейтрализовывать, это ясно. Но этим надо заниматься не в «пожарном порядке». Должна быть четкая и последовательная программа и у органов государственной власти, и у органов госбезопасности. Должна быть ясная национальная политика. Нужен соответствующий орган, соответствующие законы. Непонятно, почему этого нет или это не работает», - заключил священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, не сомневается, что эти этнорелигиозные угрозы существуют.
«Россия интенсивно насыщается радикальными исламистскими элементами. Это уже буквально бросается в глаза в обычной повседневной жизни. Прекрасно видно, что в Москве, например, мусульман за последний год стало гораздо больше. Мы, конечно, за мирное сосуществование с исламом. У нас есть богатый исторический опыт такого сосуществования. Это вполне нормально, - если русский народ и Православие будут иметь, по крайней мере, «титульность». Понятно, что исламистские центры заинтересованы в том, чтобы исламский элемент стал доминирующим повсюду. И если мы уступим, и исламистский элемент станет преобладающим, - о последствиях лучше не говорить. Что происходит на Ближнем Востоке, все прекрасно знают. В Сирии, например, радикальные исламисты уже пишут на стенах, что Россия – следующая», - подчеркнул о. Александр.
«Как христианин я ничего не имею против конкретного мусульманина. Но сам процесс исламизации нашего общества вызывает много неприятных чувств. То, что этот процесс идет, это факт. Пока, может быть, только на «молекулярном» уровне. Но ведь по законам диалектики количество переходит в качество. И в определенный момент исламисты потребуют власти политической, религиозной и общественной. Учитывая, что ислам все-таки весьма жесткая религия, не основанная на любви и всепрощении, государственной задачей должно стать обеспечение нашему народу, в первую очередь его русскому ядру, безопасности от всякого рода агрессивных элементов. Безусловно, мы должны стремиться к Империи, но Империи православной, а не исламистской. При доминировании русского православного элемента в России соработничество и сотрудничество с представителями других религиозных традиций принесет добрые плоды», - заключил отец Александр.