Любой нормальный – точнее, обладающий традиционными мужскими достоинствами и здоровьем – парень должен отслужить некоторый срок в армии своей страны, хотя есть мальчики, для которых военная служба смерти подобна. Помню, видел фильм о том, как парашютисты прыгали с самолета, но один их них долетел до земли уже мертвым. Умер в полете от страха – остальным ничего, а ему смерть. До сих пор удивляюсь, как мои родители (военные врачи) прослужили всю Великую Отечественную в действующей армии, отец – майором, а мать – капитаном-орденоносцем. Моя мама – какой я её знал впоследствии, «на гражданке» – была нервной интеллигентной дамой. «Вставай, страна огромная!» – не пустой звук. Может, и мне довелось бы послужить. А так я только «дитя победы» (1945 г.р).
Сегодняшние родители (многие, во всяком случае) и слышать не хотят о военной службе своих детей. В США армия почти целиком наемная, в Европе – смешанная, зато в Израиле всеобщая воинская повинность, и мужская и женская. И ничего, служат и воюют. В России ходят разговоры о переходе на контракт. Что же, при капитализме живем, за все платим и всё покупаем. И за смерть денежки выплачиваем. Интересно, стали бы солдаты, защищавшие Брестскую крепость или бравшие Берлин, делать это за деньги. Может, Гитлеру просто не пришло в голову предложить им несколько рейхсмарок против того и другого? А вот американцы, по слухам, предложили в 2003 году некоторым военачальникам Саддама Хусейна соответствующие суммы – и Саддам повешен.
Конечно, наемники существовали всегда. И всегда готовы были продать свое оружие тем, кто больше заплатит. Тогда, по выражению Александра Блока, война становится тоскливой пошлостью, переставая быть священным безумием. Для Америки, наверное, это нормально, для России – немыслимо. Воевать за деньги народ у нас не будет. Не говоря уже о том, что денег не хватит. Все эти «боевые» и «наградные» выплаты – капля в море для наших евразийских пространств. И в Афгане (на излете СССР), и в первую чеченскую (в период ельцинского маразма и враждебной антиармейской пропаганды либеральных СМИ, вроде НТВ Гусинского) русские мальчики воевали и умирали за Родину, а не за доллары. Знаменитая Шестая рота Псковской воздушно-десантной дивизии (вторя чеченская) полегла почти вся, но не пропустила «шайтанов».
В свое время, ещё в 70-х годах Х1Х века, во время русско-турецкой войны (войска генерала Гурко стояли почти у стен Константинополя, но «англичанка не позволила») некоторые российские публицисты писали: «Кто прославляет войну – в штурмовые роты и на стены крепостей». То же самое они писали, когда в 1916 году войска командующего Кавказской армией генерала Н.Н.Юденича также были на пути к Царьграду. Босфор и Дарданеллы были бы наши, и совсем по-другому сложилась бы европейская и русская история ХХ века. Я уже не говорю о том, что русские войска трижды – в 1760, в 1813 и в 1945 – побывали в Берлине. И в 1812 и в 1941 годах Россия воевала не с Францией и Германией, а почти с объединенной Европой.
Нет, я не прославляю войну. Я утверждаю только, что войны, как и революции (то есть социальные, политические, религиозные столкновения) – такая же непреложная грань этого грешного мира, как любовь и смерть. Не надо зарывать голову в песок и делать вид, что всё это когда-либо исчезнет – то ли при коммунизме, то ли при новом мондиалистском мировом порядке, когда люди (в том числе солдаты) будут, подобно роботам, управляться с помощью вживленных под кожу чипов. Армия – это часть государства, признак державы. Не случайно Пушкин любил «потешные марсовы поля», восхищался «однообразной красивостью» марширующих полков и постоянно тренировался в стрельбе. А поэт-гусар Денис Давыдов мечтал умереть в бою и страшился смерти в собственной постели:
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой.
Золотой век Дениса Давыдова миновал. Однако ещё не миновала Россия, которая из каждых пяти лет своей тысячелетней истории 3 проводила в боях. Скорее всего, так будет и впредь. Кто не любит своей армии, будет кормить чужую.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга