«Существуют разные мнения, разные подходы к этому. У нас в Рязанской митрополии есть такие приходы, где говорят, что часто причащаться даже неполезно, и ссылаются на опыт и жизнь преподобной Марии Египетской (мы ее Великим постом вспоминаем, на 5-й седмице один день посвящен стоянию Марии Египетской, каждую среду 5-й седмицы читаем полностью Покаянный канон преподобного Андрея Критского, а на следующий день вспоминаем преподобную Марию Египетскую, совершается Литургия Преждеосвященных Даров). Преподобная Мария всего два раза в жизни причастилась – один раз, когда приехала в Иерусалим и не была допущена в храм и, осознав, почему это произошло, принесла покаяние, причастилась, взяла с собой 3 хлеба и ушла в пустыню. Там подвизалась в течение длительного времени и 17 лет не причащалась, но своим покаянием, подвигом достигла таких высот духовного совершенства, что преподобный Зосима, увидев ее, испугался – у него было такое чувство, что он видит ангела. Она молилась, стоя на воздухе, так была вознесена. И преподобный Зосима ее причастил, а придя через год, нашел ее умершей. Как понял он из написания перед ее останками, она умерла год назад, спустя какое-то время после Причастия. Поэтому мы говорим: друзья, не стремитесь причащаться как можно чаще, не это принципиально важно для каждого из нас, а важно, как мы к этому приготовимся и как будем сохранять дар Причастия», - сказал архипастырь.
Конечно, отметил он, «мы говорим: да, очень важно чаще встречаться со Христом, чаще подходить к Святым Таинствам, как можно чаще исповедоваться, то есть очищать свой внутренний мир от всякой скверны и нечистоты, бороться со своими страстями, но и не менее важно, причастившись, как можно дольше сохранять внутренний мир, любовь к людям и Богу». «К сожалению, наша жизнь так устроена, и мы себя так ведем, что даже выходя из храма после Причастия, не можем иногда удержаться, чтобы кого-то не обидеть, с кем-то не поговорить праздно, кого-то не осудить. А придем домой – сразу какое-то расслабление, нам нужно развлекательные программы по телевизору посмотреть, тут сразу сосед и соседка прибежали, и начинаем судить и рядить. В результате дар Причастия Тела и Крови Христовой рассеиваем и теряем», - продолжил архипастырь.
«Но и то, что, якобы, только раз в год в Великий Четверг причащаться надо, неправильно. Великий Четверг накануне Пасхи – это день установления таинства Причащения Тела и Крови Христовой. В этот день, накануне своих страданий, Христос Спаситель совершил Тайную Вечерю и установил это таинство совершать под видом вина и хлеба. У нас это называется Божественная литургия, во время которой совершается Евхаристия – благодарение Богу. Совершается величайшее таинство, когда хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в Кровь и Тело Христово, и мы под видом хлеба и вина причащаемся Тела и Крови Христовой. Так что православные христиане стремятся в Великий Четверг причаститься, но это не значит, что в другие дни нельзя причащаться. Можно и нужно», - сказал владыка Павел.
Он также отметил, что есть прихожане, которые стремятся почаще, некоторые раз в месяц причащаются, некоторые два раза в месяц, и очень многие говорят, что когда долго не причащаются, то чувствуют какую-то дисгармонию души, чувствуют, что чего-то не хватает. «Это очень напоминает наши взаимоотношения с близкими – чем чаще мы общаемся с дорогими, близкими людьми, тем больше чувствуем с ними родство, единение. Чем реже общаемся, созваниваемся, тем больше удаляемся друг от друга. То же самое происходит и в духовной жизни – чем чаще мы причащаемся, тем ближе чувствуем Христа Спасителя», - заключил митрополит Павел.