На сайте форума опубликована деловая программа круглого стола. В ней говорится: «Общее обострение религиозной нетерпимости в мире вновь ставит вопрос о юридических границах кощунственных действий, которые должны устанавливаться законом. В России мы имеем попытки ограничить кощунственные действия посредством обращения к чувствам верующих, которые в свою очередь могут иметь самое широкое толкование. В мусульманских государствах мы имеем реакцию на то, что именно они называют кощунством. В Германии мы имеем дискуссию по поводу создания специального законодательства, противодействующего кощунственным действиям, инициируемую писателем Мартином Мозебахом. Параллельно мы имеем законы об экстремизме, которые в разных странах различные круги общества пытаются использовать не только для ограничения свободы творчества, но и для ограничения музейной деятельности. Нынешняя ситуация требует новых решений, учитывающих права культуры».
В круглом столе приняли участие представители Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) Московского Патриархата: и.о. заместителя председателя Отдела диакон Роман Богдасаров и референт председателя Отдела Дмитрий Геннадьевич Давыдов, сообщает сайт ОВЦО. Также в работе круглого стола принимал участие известный российский адвокат, член Адвокатской палаты московской области Александр Александрович Корелов.
В процессе работы круглого стола участниками были высказаны конструктивные предложения по преодолению проблемы кощунства в отношении предметов религиозного почитания, оскорбления чувств верующих через оскорбление эмблем и мировоззренческой, в том числе религиозной, символики.
Со стороны представителей Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества мысль, высказанная заместителем министра культуры Российской Федерации, была дополнена возможностью создания экспертных групп из большого количества специалистов в области юриспруденции, социологии, искусствоведения и религиоведения.
Однако, как подчеркнул в своем выступлении и.о. заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о. Роман Богдасаров, наиболее важным для Церкви является забота о духовно-нравственном состоянии общества, а также развитие созидательных начал в искусстве. Клирик не стал давать оценку последним скандальным акциям, но заметил, что ряд примеров свидетельствует о том, что подрываются государственные основы. Если традиционные религии в течение веков помогли стране обрести мощный потенциал в сфере науки и культуры, то сегодня отдельные «творцы», глумясь над ценностями Христианства и ислама, роют именно под общегосударственные строения. «Конечно, государство не может спокойно смотреть на эти вещи. Необходимо начать процесс, контролировать, урезонить людей, поставить какие-то небольшие рамки», — считает о. Роман.
Однако в ходе дискуссии тон задавали деятели, фактически защищавшие разнообразные проявления кощунства в искусстве. Так, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил: «В русской литературе самыми кощунственными являются несколько глав «Воскресения» Льва Толстого… В Петербурге мы открывали вторую сцену Александринского театра. Там показали спектакль «Невский проспект», в нем матом говорят три минуты и очень громко», — добавил масла в огонь Пиотровский, пишет ИА Росбалт.
Начальник юридического отдела Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева заявила, что легального определения «кощунству» нет. Данный термин в законодательстве ряда стран просто отсутствует. «Чтобы оскорбить, нужно действовать целенаправленно. Если мы рассматриваем состав административного правонарушения или уголовного преступления, то говорим о субъективной стороне, но в данном случае это и представляет сложность, потому что невозможно проникнуть в мысли другого человека. Потому нужно судить по общественным проявлениям — опасны ли эти действия для общества, для людей? Это, наверное, правильный критерий», — считает Цыгулева.
Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что самым сложным в любом законодательстве являются вещи, связанные с терминологией. «Мы говорим о кощунстве, но о порнографии до сих не договорились, а казалось бы — куда более понятный для всего мира вопрос», — отметил он.
При этом Швыдкой считает, что в нынешнем законодательстве достаточно базы для регулирования подобного рода явлений. По его мнению, любое искусство может восприниматься как «кощунство» и «если угодно, дразнилово Господа, хотим ли мы этого или нет». «Человек, вступающий в художественную жизнь, идет на очень опасное поприще. И неважно кто это, бессмысленные танцующие девчонки, которым надо было надрать задницу, а не в тюрьму сажать, или люди, которые сочиняют произведения», — считает Швыдкой.
Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев предложил экспертную оценку уровня опасности для общества и выявление возможных общественных конфликтов, которые может вызвать тот или иной акт искусства. По мнению чиновника, стало очевидно, что идет «мощное агрессивное вторжение» в культурное пространство. При этом он полагает, что важно не определение понятия «кощунство», а сам факт того, что такой вопрос ставится. По его словам, чтобы начать регулировать проблему юридически, необходимо ее выявить и сконцентрироваться на последствиях. «Важнее всего сосредоточиться на том, какие проблемы создает кощунство в искусстве. А они есть и очень большие, — сказал Ивлиев. — Для законодательного регулирования самое главное — понять, что необходимо регулировать, но выявить эту необходимость очень трудно, особенно в обществе, отношения внутри которого определяются сильным нравственным элементом».
Мы попросили прокомментировать высказывания деятелей культуры и чиновников, фактически одобряющих кощунство, известного русского писателя, сопредседателя Союза писателей России Владимира Крупина.
Я надеюсь, что эти дебаты не будут переведены в какие-то формулировки, требующие немедленного исполнения этих кощунственных разглагольствований о кощунстве. Ну как я могу верить Швыдкому, который проводил передачи на тему «Мат - норма русского языка», «Возможен ли русский фашизм?» и т.д. Сами названия звучат кощунственно. Стыдно за людей: неужели они так опустились, что слушают и наслаждаются такими разговорами, хотя вроде и крестятся, за свечку держатся?
Творится непотребство среди тех, кто занимается культурой и искусством. Уж если вводят в школьную программу Улицкую, которая пишет о беременных старшеклассницах, Эппеля, который описывает, как школьники глядят на спаривающихся кроликов, что нам ждать от этих людей, которые по статусу обязаны заниматься такой «культурой»?
Возмущает, что мероприятие прошло в рамках такого крупного форума, в центре имперской столицы, да еще в год 400-летия династии Романовых. Горько ощущать, как мы бесправны в России! Мы не бессильны, потому что сильны духом Божиим, но бесправны. Мы действительно живем в оккупированной стране. Горько ощущать, что командуют массовой культурой агенты мирового правительства.
Как можно говорить о кощунстве и при этом кощунствовать?! Факты кощунства в искусстве, литературе, театре и кино - острейшая тема для обсуждения. Мы видим такую запредельную пошлость в этих сферах, что далеко превзошли в этом Содом и Гоморру!
Как можно было не пригласить на это обсуждение лиц, представляющих самих верующих, чьи чувства оскорбляют кощунники? Не пригасить ученых, богословов? Помню, проводили мы на РНЛ года два назад дискуссию по теме «Мировоззренческая пропасть между Россией и Западом». Там много говорилось о роли искусства и богословия в деле сближения с Западом. Но брать оттуда помойку нам нельзя никоим образом. И тыкать нас: «А вот в развитых странах»... В каких развитых? Они до того доразвивались, что содомитов «венчают»! Нам нечему у них учиться. У нас Достоевский, а не у них. У нас Андрей Рублев, а не у них. У нас великая литература и величайшая музыка: Глинка, Рахманинов, Свиридов.
Швыдкой и Ивлиев - лизоблюды и подпевалы Запада. В древности были софисты, которые брались с помощью словесной эквилибристики доказать все, что угодно. В средние века этим занимались схоласты, а в нынешнее время этим занимаются юристы. Это люди, которые могут тебе доказать, что угодно, вывернут «дышло» закона в любом направлении. «Что им законы, им судьи знакомы!» Юристы действуют в интересах политиков, а политики подчинены мировому правительству. Единственная надежда на то, что у нас будет соборная молитва «Господи, спаси Россию!», так и хочется этих швыдких, как блох из шубы, вытряхнуть.
Толстой со своим учением не просто кощунник, а настоящий мракобес. Он в своих литературных произведениях романтизирует грех, в них присутствуют чудовищные фразы о Пречистой Богородице - но Бог ему судья. Но у нас есть Шмелев, Тютчев, Ломоносов, Пушкин.
Я как литератор, как деятель искусства не согласен с тем, что любое произведение искусства всегда находится на грани кощунства, что не может быть нравственного, религиозного произведения искусства, которое не противоречило бы религии, не оскорбляло бы Бога. Произведение русского искусства только тогда достойно, когда оно приводит людей если не в Церковь, то хотя бы в церковную ограду, хотя бы открывает человеку его бессилие перед величайшим божественным идеалом образа Христа.
В мире есть Идеал - это Спаситель, человек тянется к Нему. Мы никогда не достигнем Его безгрешности, но, по крайней мере, эта тяга позволяет нам становиться чище, а недосягаемость делает нас смиреннее. Поэтому только то произведение искусства ценно, которое людей настраивает на понимание того, что жизнь на земле скоротечна - это время горящей спички рядом с сиянием Солнца.
Как бороться с кощунниками, облеченными властью? Давайте не оставлять нашей молитвы и не унывать! Сегодня есть Медведев - а завтра нет его, вот и все. А русский народ был, есть и будет со своим православным искусством. А что такое произведения Василия Белова и Валентина Распутина? Это озаренное светом Православия художественное отражение любви к Отчизне.
Я только что вернулся из холодного Томска. Там было холодно от погоды, но так тепло от гостеприимства: какие лица, какие люди, какие воскресные школы! Я молился на акафистной службе у мощей святого праведного Феодора Томского (согласно преданию, это тайно сошедший с Престола и принявший монашество Император Александр Первый). Что за чудная соборная молитва в тишине монастыря, и поразительно-чистые лица людей - красота! Мы говорим с кощунниками на разных языках, они пресмыкаются перед кумирами - «мировое сообщество», «цивилизация», а мы идем ко Христу!
4. Мы действительно живем в оккупированной стране...
3. Как бороться с кощунниками, облеченными властью? Давайте не оставлять нашей молитвы и не унывать!
2. Re: Кощунственные разглагольствования о кощунстве
1. Кощунственные обсуждения кощунства