Конференцию открыл наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, который зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира организаторам и участникам конференции. «История Лавры богата и насыщена различными событиями, - говорится в приветственном слове. - С самых первых дней она учреждалась и укреплялась как духовный оплот новой столицы России, сокровищница чтимых святынь. В ушедшем столетии Александро-Невская Лавра, как и многие другие православные храмы и монастыри, также пережила свою Страстную седмицу: осквернение и поругание. Тем более отрадно, что празднуемый ныне юбилей пришелся на время, благоприятное и для Церкви нашей в целом, и для Лавры, для ее нового возрождения и процветания».
«Милостью Божией, усердием и старанием монастырской братии во главе с Владыкой наместником, благотворителей, попечителей и благоукрасителей, в числе которых видную роль играют государственные власти и различные общественные силы, неуклонно продолжает возрождаться знаменитая обитель», - отметил петербургский архипастырь.
«Важным вкладом в праздничную программу призвана стать нынешняя международная научно-практическая конференция, собравшая специалистов и слушателей, интересующихся историей Александро-Невской Лавры и всем, что с нею связано. От всей души желаю участникам и гостям конференции успехов и добрых плодов в совместной работе, новых открытий, полезных знаний, приятных впечатлений. И пусть взаимно обогащающее общение под эгидой юбилейного форума послужит распространению доброй вести о красоте, духовной силе и культурно просветительской пользе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», - говорится в приветствии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Затем епископ Кронштадтский Назарий обратился к присутствующим с приветственным словом. Он, в частности, отметил необычность возникновения Александро-Невской Лавры. Обычно, по его словам, монастыри образуются совершенно иным образом. Сначала какой-то молитвенник уходит в леса, уединяется в молитве, затем вокруг него собираются люди, прослышавшие о его затворнической благочестивой жизни, постепенно возникает потребность в создании на этом месте монастыря. Так создавалось большинство монастырей, отметил архипастырь. Напротив, Александро-Невская Лавра была создана по указу Императора Петра Первого. На следующий год после основания Санкт-Петербурга, в 1704 году Император Петр Великий пишет в своем дневнике о необходимости создания духовного центра в новой столице. В 1710 году он принимает решение об учреждении монастыря. Основанием Александро-Невской Лавры принято считать первую Божественную литургию в обители, совершенную 25 марта (7 апреля) 1713 года в первой Благовещенской церкви. Петр Великий привлек в обитель лучшие монашеские силы, подчеркнул владыка Назарий. Далее архипастырь вкратце напомнил историю Лавры.
«Хотелось бы, чтобы Александро-Невская Лавра вновь обрела свое лицо», - выразил надежду наместник монастыря. По его мнению, чтобы благоустраивать монастырь, необходимо знать его историю. В этой связи, продолжил он, конференция должна носить исторический характер. Архипастырь призвал участников форума осмысленно рассмотреть историю Лавры.
Епископ Кронштадтский Назарий заявил, что ожидает от конференции, что на ней будут рассмотрены церковно-государственные отношения на примере Александро-Невской Лавры. Он напомнил, что Лавра была открыта в Синодальный период и большая часть ее существования связана именно с этим периодом в истории Русской Православной Церкви. Отметив наличие разных мнений об этом периоде, архипастырь выразил пожелания сделать эту тему центральной на данном конференции. В частности, он призвал участников форума ответить на вопросы: был ли Синодальный период особым благом для нашей Церкви?; не выполняли ли монастыри в этот период несвойственные им функции?
Далее он ответил на критику либералов относительно так называемого «сращивания Церкви и государства» и «клерикализации» нашего общества. Архипастырь отметил, что, несмотря на то, что российское государство объявило себя светским, Церковь не может оставаться в стороне от общественных и государственных дел, поскольку ее прихожане - это тоже граждане. Поэтому Церковь и государство должны вместе заботиться о своих прихожанах и гражданах. Речь должна идти не о клерикализации общества, а о возвращении Церковью утраченных ею позиций, о ее выходе из гетто. По мнению владыки Назария, в данное время наблюдается нормализация церковно-государственных отношений в России. Государственные деятели, наконец, осознали, что Русская Православная Церковь есть благотворная сила. Церковь получила возможность открыто проповедовать и не только в стенах храма, как это было в недавнее время. Церковь и государство трудятся на одном поле человеческих душ, образно сказал владыка. «Лучше на этом поле пахать вместе, хотя многим это и не нравиться», - сказал архиерей.
Епископ Назарий обратил внимание на то, что атеисты, не имеющие никакого отношения к Русской Православной Церкви, тем не менее, считают возможным вмешиваться в ее внутренние дела и диктовать ей свои правила. До сих пор они рассматривают свою позицию как единственно правильную и навязывают ее всем. Архипастырь выразил сожаление, что и поныне либеральная точка зрения господствует во многих сферах жизни, в том числе и в российском законодательстве. Однако он надеется, что гегемонии либерализма скоро наступит конец.
Возвращаясь к теме церковно-государственных отношений, владыка отметил, что это важнейший вопрос, затрагивающий все общество. Он признался, что хотел бы услышать на конференции откровенный разговор на эту тему, которую так любят муссировать в желтой прессе маргинальные личности.
Затем были зачитаны обращения губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина. С приветственным словом также обратился президент фонда «Северная Столица» Михаил Романов, который отметил, что Православие тесно связано с историей Российского государства. Он выразил надежду, что конференция будет способствовать конструктивному взаимодействию Церкви, государства и общества.
С обстоятельным отчетом выступил председатель КГИОП Александр Макаров, который рассказал о ходе реставрации Александро-Невской Лавры.
Затем состоялось пленарное заседание. Первым выступил секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев с докладом «Святой князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра». Писатель на примере перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского в Санкт-Петербург попытался показать волюнтаристический, антицерковный характер политики Петра Великого. По его словам, перенесением мощей Александра Невского Император хотел повысить свой авторитет в глазах тогдашнего общества. На протяжении всего своего достаточно продолжительного выступления Н.Коняев жестко критиковал правление Петра Великого.
Этот доклад вызвал недоумение у наместника Александро-Невской Лавры епископа Кронштадтского Назария. Архипастырь обратил внимание писателя, прежде всего, на то, что Император Петр Великий рассматривал перенесение мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского в Санкт-Петербург как самодостаточную цель, а не как средство повышения своего собственного авторитета. Петр Первый, продолжил владыка, ясно осознавал, что святые мощи станут на охране новой столицы. Император, отметил епископ Назарий, не просто прорубил окно в Европу, а открыл дверь в Европу, на защите которой тут же встал Александр Невский. Перенесением мощей святого князя, продолжал архипастырь, Император как бы сказал европейцам: хотя мы и открыли дверь в Европу, но вы не суйтесь к нам, ибо нас защищает сам Александр Невский! Далее епископ Назарий признался, что он после недолгих раздумий, несмотря на возможную критику со стороны недругов Императора, все-таки принял решение об установки на фасаде надвратной церкви портрета Петра Великого, который разместили слева, и иконы святого благоверного Великого князя Александра Невского, размещенной справа.
Затем пленарное заседание продолжилось. 17 мая проходит второй день работы конференции «300 лет Александро-Невской Лавры».
1. Re: Хула на Петра Великого в день 300-летия Лавры