По данным Всероссийской переписи населения, в среднем по стране насчитывается 36% деревень, где живет не более десятка человек. В центральной части РФ их — 46%. Почти в 20 000 деревнях и селах, расположенных в Центральном Федеральном округе, нет ни одного жителя.
Быстрее всего вымирает Псковская область (в 1989 году – 845 291 человек, в 2012 году - 666 522). За ней в скорбном списке идут Тверская и Тульская, следом – Ивановская, Смоленская и Рязанская. Средний показатель вымирания для регионов, где доля русских составляет более 90% населения, оказался в 2010 году минус 7,0 на 1000 населения. Показатель того же года для всей страны составил всего минус 1,7 на 1000. Быстрее всего опустошаются отдаленные от райцентров районы – аграрные, со слабо развитой инфраструктурой. С 2002 до 2010 годы за счет внутренней миграции и вымирания численность селян упала с 38 миллионов 700 тысяч человек до 37 миллионов 500 тысяч, то есть на 3,1 %».
Вымирают не только русские, но и другие коренные народы России: мордва, марийцы, карелы, эвенки. Естественный прирост населения наблюдается лишь в ряде благополучных сибирских регионов – Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, а также в некоторых северокавказских республиках.
Падение уровня рождаемости усугубляется сокращением средней продолжительности жизни россиян - «гиперсмертностью».
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что государство вместо того, чтобы спасать «глубинку», стимулирует процесс оттока населения в большие города: «Процесс укрупнения Москвы – смертный приговор другим регионам, например, Псковской области. Нужны государственные решения по развитию регионов. Можно, например, в районных центрах или небольших городах начать застройку некоторых районов самыми современными домами - малой этажности, с новейшими разработками ЖКХ. То же с деревнями. Все деревни спасти невозможно, но можно создать новые деревенские поселения, подобные агрогородкам в Беларуси».
Доктор экономических наук, директор Института демографии НИУ «Высшая школа экономики» Анатолий Вишневский заявил, что единственное спасение для России – миграция. «За счет собственных ресурсов Россия в обозримом будущем не сумеет демографически восстановиться. Либо население в ускоренном режиме станет уменьшаться, либо мигранты его поддержат. Однако поскольку россияне не очень дружелюбно настроены в отношении гастарабайтеров, мы будем проваливаться в демографическую яму глубже и глубже. Россия станет малолюдной страной стариков, без особых геополитических перспектив», - сказал он порталу «Свободная пресса».
По данным на 2010 год в России проживает 142 миллиона 857 тысяч человек. По численности населения РФ занимает восьмое место в мире, уступая не только Китаю, Индии, США, Индонезии и Бразилии, но также Пакистану и Бангладешу. Если с 1989 по 2002 год население сократилось на 1,8 миллиона человек, то за следующие восемь лет - уже на 2,3 миллиона. В первую очередь вымирает село. С 2002 года число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысячи. Еще 19,4 тысячи сельских населенных пунктов существуют лишь юридически, но уже обезлюдели. Средний возраст жителей России составил 39 лет, увеличившись с 2002 года на 1,3 года. При этом доля женщин продолжает медленно увеличиваться: сейчас их на 10,7 миллиона больше, чем мужчин. Число супружеских пар по сравнению с 2002 годом уменьшилось на миллион и составляет 33 миллиона, из которых 13 процентов состоят в неофициальном браке. Количество разводов, наоборот, возросло.
«В чем, на ваш взгляд, главные причины вымирания России? Обратимо ли оно? Разрешима ли эта проблема за счет иммигрантов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что люди будут уезжать из села, пока там не будет достойных условий, не хуже чем в городе, не будет достаточного количества рабочих мест, причем современных, технологичных, не будет развита хорошая инфраструктура, построены дороги, магазины – и для этого требуются специальные госпрограммы.
«Развитие невозможно без госполитики и вкладывания колоссальных средств. Конечно, мы можем принимать мигрантов, но и они будут уезжать в город, как сейчас уезжает коренное население. Дети уезжать будут точно, поскольку там, где нет нормальных заработков и условий для жизни, жить никто не будет. Конечно, можно ввести "черту оседлости" или "сто первый километр", как было раньше, но насколько это реально в наше время?» - задается вопросом священник.
«Проблема демографии обсуждается постоянно, нового тут ничего нет. Сюда же относится тема поддержки семей, которая в нашей стране есть, но существующих мер недостаточно. Это и проблема духовного развития человека, потому что религиозный человек замотивирован на рождение хотя бы троих детей, если не больше. Я знаю множество православных москвичей, которые готовы уехать в деревню, - и уезжают, но возвращаются из-за отсутствия там нормального среднего образования. В сельских школах всего в нескольких километрах от МКАД образование несравненно хуже, чем в самой Москве. И это серьезнейшим образом останавливает москвичей, хотя, продав маленькую квартиру в Москве, можно купить огромный дом с участком в области», - добавил он.
«Пока мы видим, что госполитика направлена не на поддержку деревень и малых городов, а на собирание людей в большие центры. А продолжающаяся реформа образования направлена на разрушение его качества, особенно в деревне. И если можно смириться с плохими дорогами, а на работу ездить куда-то в другое место, то без образования вопрос демографии и сельской жизни не решить», - заключил о. Максим.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что деревня и село вымирают тогда, когда закрывается храм и закрывается школа.
«На них все держится. Если закрываются два этих учреждения, это смертный приговор населенному пункту. Поэтому пока государство не будет поддерживать сельские школы и сельские приходы – а государство само в первую очередь должно быть в этом заинтересовано, потому что это жизненно необходимо и с государственной точки зрения – этот процесс вымирания будет продолжаться», - заключил священник.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, напомнил, что столыпинские реформы проводились на фоне прироста населения в 2%. «Это фантастическая цифра. Для освоения народом были открыты огромные территории. Была государственная поддержка. Сейчас ничего этого нет. Поддержки демографическому росту нет. Вопрос о запрещении абортов фактически даже и не ставится - хотя всем ясно, что во многом из-за абортов сокращается население. Мигранты, конечно, будут прибывать. Но все-таки правительство должно беспокоиться в первую очередь о своем народе. Мы до сих пор пожинаем плоды отношения власти к своему народу как к чужому», - добавил он.
«Внутренняя политика должна ориентироваться в первую очередь на улучшение жизни народа. Это и реальная помощь многодетным семьям, и реальная помощь в развитии регионов. Конечно, может произойти и Божье чудо. Кто мог предположить во время войны, что будут открываться храмы, причем той же самой властью? Значит, все Богу возможно - если только мы готовы устраивать все по совести. А решение проблем за счет кого-то - это признак лени и нежелания трудиться самим. Сама установка решать проблему за счет мигрантов пораженческая. А мы, христиане, должны быть оптимистами», - заключил о. Илия.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, подчеркнул, что это проблема, которая может обернуться страшной катастрофой.
«Вымирание русского народа началось еще при советской власти - просто это было не так заметно на общесоюзном фоне. А сейчас ситуация становится катастрофичной. Складывается тенденция, что каждое новое поколение по численности будет в два раза меньше предыдущего. Уже сейчас молодежи до двадцати лет в два раза меньше нормы. В центре России предприятия закрываются, сельское хозяйство разрушено. Если бы крестьянину хотя бы не мешали вести хозяйство, он бы не только себя, но и весь мир накормил! Поэтому все более актуальным становится опыт столыпинской реформы», - полагает священник.
«Особое внимание должно уделяться состоянию нравственности - особенно в период развития капитализма, который разжигает в людях корыстные и хищнические стороны натуры, что мы сейчас и видим. Навязывается принцип "деньги делают деньги", а что деньги делают с людьми, никого не интересует. Нужно думать о том, как вернуть народу нормальное самосознание, нормальную среду обитания, способность трудиться и пользоваться плодами своей работы. Должны быть нормальные условия не только для работы на земле, но и для реализации продукции, потому что сейчас на рынки не пробиться – все "схвачено". Только кто начнет подниматься, его все начинают душить, а не помогать. Чтобы деревня не вымирала, сделайте так, чтобы людям хотелось в ней жить и трудиться! Но школы закрывают, здравпункты закрывают. В малых городах уже роддома закрывают. Это абсолютно антинародное решение. Никакая миграция проблему не решит. Это что получается, наши территории отдавать другим? Наши предки за эту землю кровь проливали, а мы из-за своих корыстных, ограниченных устремлений будем ее задаром отдавать?» - вопрошает он.
«Если наладить жизнь, если жить станет хорошо, то народонаселение будет увеличиваться; чем больше радости, тем больше детей – одно с другим связано. Либо мы окончательно захиреем и сойдем с исторической арены, либо все-таки возродимся. Другое дело, есть ли у нас еще время на возрождение? Очевидно, что катастрофически опаздываем, и роковая черта совсем рядом. Нужно все-таки повернуться лицом к людям, чтобы люди поверили, как поверили когда-то Столыпину», - заключил о. Александр.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что проблема разрешима не за счет иммигрантов, а за счет того, чтобы русские рожали детей, а не убивали их.
«А для этого нужны семьи, нужна работа, нужна другая экономика в стране. Это государственная задача, которая должна быть поставлена – задача сохранения и умножения русского народа. Пока же в этом смысле есть только декларации, а дела, и, соответственно, результатов никаких. В каких экономических условиях нам предлагают жить? В таких, что население в отчаянии. Поэтому приезжают те, кто в этих условиях может жить, для кого и эти гроши – деньги. Похоже, это целенаправленная работа: замещать вымирающее русское население пока еще дееспособными человеческими ресурсами. Однако и в этом есть Промысел Божий, потому что приезжают те, кто может жить ценностями, отличными от тех, что приняли мы. Можно, оказывается, и на чужой земле ценить семью, быть верным своему народу, своим обычаям и традициям. Это явно попущение Божье. Это урок нам», - заключил священник.