Нечто подобного ожидают от Господа адвентисты 7-го дня. По их вере Господь придёт в мир для того, чтобы спасти праведников и истребить грешников. Это – сектантское мироощущение. Сектантский мир всегда тяготеет к манихейству. Добро и зло в нём не могут накладываться, смешиваться и пересекаться. Тот, кто проводит разделительную линию, естественно, оказывается на стороне добра. Мир сразу же уютно распадается на своих и чужих. И поэтому любые решения выглядят простыми. Устранить носителей зла - и всё тут. Выписать конкретным людям удостоверение врагов народа, а далее поступить с обозначенными в соответствии с текущей политической конъюнктурой (расстрелять, посадить, выслать, ?..).
Надо ли говорить, что подобная позиция – не христианская? Более того – это слабая позиция (позиция слабых). Инструментарий репрессий – не скальпель в руках опытного хирурга, удаляющий лишь поврежденную ткань. В репрессиях «перегибы» неизбежны. Поэтому они – не укрепляют, а наоборот, ослабляют социальный организм. В режим репрессий войти просто, а выйти из него крайне сложно (так как формируются стереотипы, поддерживающие соответствующие общественные настроения). Механизм репрессий ставит страну на грань катастрофы – оно может просто распасться, поскольку нормальное функционирование становится невозможным. Грубо говоря, если в лесу перестрелять всех волков, то среди копытных начнётся эпидемия. Для того чтобы общество не загнивало, в нём должны присутствовать и негативные контуры (те, кто недоволен «режимом»). В условиях репрессий резко падает уровень достоверности информации. Самый яркий пример: упорное неверие советского руководства в достоверную дату начала гитлеровской агрессии. Вообще, трагедия 1941 года (провал начала войны) объясняется, прежде всего, тем, что общество оказалось ослабленным за счет предшествующего «кровопускания».
Сильному государству не следует бояться 5-й колонны. Она даже должна быть. Чтобы канализировать тех, кто по какой-либо причине не может идти избранным государственным курсом. Чтобы не было тайных диссидентов и саботажа.
Но 5-я колонна должна быть маргинальной. Так что задача стоит не так, как её сформулировал Дмитрий Терехов: надо не устранить, а маргинализовать наших идеологических антиподов. Это гораздо сложнее, поскольку потребует не «простых» решений, а управленческого профессионализма. То, что сегодня действия по «ослаблению» 5-й колонны приводит к нарастанию напряженности в публичной сфере, говорит лишь о том, что эти действия неполны, а часто – просто топорны.
Между тем, методы маргинализации идеологического противника достаточно хорошо известны. Их суть – в лишении представителей враждебной стороны позиции стейкхолдеров, то есть людей, претендующих на формирование общественного мнения. Делаться это должно комплексно.
Если просто лишить этих людей всех официальных постов, обрубить им возможность выражать свою позицию публично, дискредитировать в СМИ, подвергнуть административному прессингу (например, не регистрировать их общественные организации), начать уголовное преследование и т.д. – т.е. действовать так, как это происходит сегодня, - то результат будет половинчатый: влияние на индифферентную аудиторию они, конечно, потеряют, но многие активные, в том числе и имеющие ярко выраженную нравственную позицию граждане, может быть, и не станут их убежденными сторонниками, но и с подобными действиями не согласятся. То есть уровень консенсуса в обществе будет и дальше снижаться.
Эффективная тактика предполагает упор на позитивной программе. В первую очередь, мы должны иметь чётко выраженную общественную идеологию, которой следует придерживаться. Эта идеология не может быть сведена к неким записанным на бумаге тезисам; это должен быть определённый дух, пронизывающий жизнь общества снизу доверху. Мы должны действовать вдохновенно и искренне.
Идеология немыслима без своих носителей. И эти носители – новая духовная элита – должна быть найдена и всемерно поддерживаться. Статус таких, «правильных» людей должен расти, их экспертная значимость – повышаться. Их должно становиться всё больше.
Статистика имеет значение. Что толку, если мы будем стремиться снизить число зоилов-хулителей и сосредоточимся только на этом? Если на нашей стороне не будет значимых величин, она будет казаться микроскопической, неважно кем и в каком числе будет представлена противная сторона. Также, если мы не будем устранять поводы для критики, новые зоилы всегда найдутся. Мы можем запретить всем говорить, что у нас пахнет изо рта, но до тех пор, пока запах не будет устранён, люди будут об этом думать. Устранение откровенных хулителей само по себе не способствует ни искренности, ни любви.
Сила – в позитиве. Предъяви своё отважное и любящее сердце, и если шавки не умолкнут (а многие умолкнут, поскольку легко охаивать слабых, но чтобы лаять на солнце, надо иметь уже совсем больную голову), если 5-я колонна всё-таки сохранится, то она никому уже не будет интересна, а будет всех лишь раздражать. Если мы начнём раздавать ярлыки врагов народа, этому не будет конца, потому как нет человека без изъяна. Но если мы будем обращаться к лучшей стороне человеческих душ, если мы будем стремиться мобилизовать всех на общее благое дело, то и врагов народа будет становиться всё меньше.
В какой-то мере наша власть пытается реализовать именно этот сценарий, не поддаваясь призывам вступить на путь репрессий. Главная проблема – невозможность сформулировать внятную позитивную и мобилизующую идеологию. Исторический запас подобных идей невелик. Это – или общество взаимопомощи и социальной ответственности (социалистическая идея), или общество нравственной правды (христианская социальная идея), или какие-то их комбинации. В условиях господства крупного капитала использовать эти идеи в государственном масштабе не получится… А противопоставить себя современной форме капитализма власть по понятным причинам не может. Отсюда и неэффективность предпринимаемых усилий по «ослаблению» 5-й колонны… Зажать их можно, а внятную альтернативу предложить нельзя…
Ситуация довольно неприятная, но если власть вдруг прислушается к звучащим советам начать прямые репрессии, то она может стать просто опасной. Людей, стоящих у руля и несущих бремя ответственности (однако при этом остающихся лишь людьми, а это значит – желающими простых решений) не стоит лишний раз провоцировать. К тому же, всегда полезно помнить, что провоцирующее действие (а таковым может быть, например и статья какого-нибудь журналиста) обычно принято называть провокацией.
Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
141. дополнение.
140. дополнение.
139. Re: Что делать с 5-й колонной?
138. формат дискуссии.
137. Ответ на 133., Сава :
136. Ответ на 113., Cветлана :
135. Ответ на 130., рудовский:
134. Ответ на 127., Андрей Карпов:
133. Тренд антихриста и есть 5-я колонна.
132. 124. рудовский :