Отец Евгений родился 31 января 1924 года в достаточно крепкой, зажиточной крестьянской семье. Его отец был лесничим, потому изначально их семья носила фамилию - Стражниковых. Как многие, отец Евгений и его семья пережили ужасы коллективизации и раскулачивания. Их семью сослали на север, но, к счастью, воротили назад. Был он родом из-под Луги. Во время Великой Отечественной войны попал в оккупацию, где участвовал в деятельности Псковской миссии. При этом, в отличие от некоторых деятелей Псковской миссии, он вел себя самоотверженно. Он и его мама помогали военнопленным. Он рассказывал о тех страшных минутах, когда они подходили к колючей проволоке, за которой стояли исхудавшие от голода военнопленные, просившие хлеба. Отец Евгений с мамой во время этих визитов зачастую отдавали последнее, что у них было.
Он учился на курсах в Вильнюсе. Пребывание в Псковской миссии даром ему не прошло, его вызывали на Литейный 4, допрашивали, но, к счастью, не посадили. В 1946 году он поступил в новооткрывшуюся Ленинградскую духовную семинарию. Его однокашниками был будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и такие маститые пастыри как отец Василий Ермаков, отец Анатолий Малинин. Особенно сблизился отец Евгений с Алексием Ридигером, отец которого много помогал ему во время войны.
Еще в войну отец Евгений ощутил в себе призвание к священству и великую помощь Божию. В 1944 году врачи констатировали у него порок сердца, тогда же они вынесли ему смертный приговор, что этот год - последний год жизни отца Евгения. Но он дожил до 2012 года! Это первое чудо. Но было и второе чудо. Когда отца Евгения уложили в больницу в Риге, почему-то он попал в неблагоустроенный барак, и он горько роптал на Господа, как он сам признавался: «Господи, я Тебе служу, а ты меня в эту дыру поместил!» На следующее утро к нему пришли и говорят: «Евгений, ты знаешь, что центральное задние больницы разбомбили, и что там много людей погибло?» И тут отец Евгений возблагодарил Господа, Который знал, куда его устроить.
Как вспоминал отец Евгений, во время учебы в семинарии жизнь была голодная и холодная. Приведу один из эпизодов. Студент Алексий Ридигер несет два полена и сверху несколько щепочек для отопления келии, где он жил с Евгением Ефимовым, а навстречу инспектор.
- Ридигер, что ты несешь?
- Дрова.
- Куда?
- К себе в келью.
- Ты знаешь, сколько дров положено?
- Два.
- А что у тебя сверху?
- Щепочки.
- А ну, неси назад, а то вынужден буду написать докладную.
И оправился он назад относить щепочки. Через много лет, будучи уже митрополитом Ленинградским, он как-то раз встретил своего инспектора, уже маститого протоиерея и припомнил, как тот его за щепочки гонял. Бывший инспектор извинениями просит прощения. А владыка Алексий ему: «Ни в чем Вы не виноваты, Вы поступали как следовало. Благословляю так поступать и впредь!» Во время такой аскетической жизни отца Евгения выручал Алексий Ридигер, подкармливая посылками из Эстонии. Бывало, они и ссорились, но всегда шел мириться первым Алексий. Отец Евгений вспоминал, что после ссоры Алексий зовет его: «Женя, иди хлеб с маслом есть!» «Не хочу, сам ешь!» «Иди, масло уже пожелтело, меня мама заругает, если ты есть не будешь!» И будущий Святейший Патриарх Алексий позднее был его свидетелем на свадьбе с матушкой Варварой.
При всех тяжелых условиях жизни Евгений Ефимов в семинарии отличался глубоким благочестием. Как-то раз зовет его Василий Ермаков: «Женя, пойдем на рынок штаны покупать!» Собирают последние деньги, идет Ефимов за Ермаковым, а навстречу идет человек и говорит: «Купи икону». Смотрит Евгений, а это Тихвинская икона Богородицы. И деньги, которые скопил на одежду, он потратил на приобретение иконы Пресвятой Богородицы. Эта икона сопровождала его все жизнь.
Отмечу, что протоиерей Евгений Ефимов служил в храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Более того, этот храм он спас во время хрущевских гонений. Храм собирались закрыть и сделать кухню для пионерского лагеря. Уже оборудование привезли, но священник не растерялся, на воскресной службе он сказал: «Вот, православные, собираются и нашу церковь закрыть, кухню сделать». Народ на дыбы встал: «Не допустим!» Повалили к сельсовету человек 200, устроили настоящую манифестацию. Власти испугались, решили храм не закрывать, а потом председатель сельсовета говорил батюшке: «Ну, Ефимов, ты и даешь! А я думал, ты тихоня».
В пастырской деятельности отца Евгения случались эпизоды, очень интересные, свидетельствующие о его глубокой пастырской премудрости. Вот он вспоминает свой первый приход во имя Илии Пророка у Ладожского озера. Встречает его старуха на крыльце храма и говорит: «Ну, батюшка, как Вы с нами будете? У нас было двое батюшек. Одного мы невзлюбили, он гордый был, только к богатым ходил. Зато другого как возлюбили! Что на престол, что на Пасху, на Рождество или Николу-чудотворца, все дома обойдет, всех поздравит, и в каждом доме рюмочку выпьет». «А домов сколько у вас в деревне?» - спросил отец Евгений. «70 домов». «А как назад батюшка возвращался?» «Телега ждала или сани. А в сани мы рыбы разной наложим, копченой, вяленой, везем его домой, а на крыльце матушка его встречает. Ругается, что мы батюшку спаиваем. Мы рыбку с поклоном передадим, она и подобреет. Так как вы с нами будете?» Как вы думаете, что отец Евгений ответил? «А я вообще не пью, у меня сердце слабое», - сказал он, и это целиком соответствовало истине.
В общей сложности, на разных приходах на Ладожском озере, в Красном Селе, в Нарве, в Сиверской, где служил 29 лет, отец Евгений простоял у престола Божьего 63 года. Его очень любили всюду, где он служил, в том числе, в Красном Селе. Он обладал удивительной прозорливостью, удивительным пониманием человеческой души, огромной любовью к людям. К нему стекались разные люди. Он был удивительно энергичен, дерзновенен. Там, где надо терпелив, где надо, властно возвышал голос против человеческой неправды.
Как свидетельствует Татьяна Владимировна, директор психоневрологического интерната Красносельского района, в начале 90-х годов в интернат ходили баптисты, играли на гитарах, а персонал не понимал, с кем имеет дело. Когда пришел отец Евгений, его предупредили, что в интернат захаживают баптисты. Он спокойно на это отреагировал, приходил, молился, больных причащал. С баптистами же через некоторое время что-то произошло. Они перессорились между собой и сами собой отхлынули. После этого батюшка сказал, что будут в интернате строить храм. И поставили церковь во имя Иоанна Кронштадтского.
Открыл он храм и в колонии, а когда новый начальник-татарин поставил было рядом с храмом свинарник, батюшка пришел прямо к нему в кабинет и сказал ему в лицо: «Ах, ты, свинья этакая! Тебя самого в свинарник запихать нужно!» Тот возмутился: «Как Вы смеете?!» А отец Евгений ему: «Смею!» Вскоре начальника сняли. Убран был и свинарник от храма Божьего.
Последний год отец Евгений провел в качестве почетного настоятеля. При этом, к сожалению, отношение к нему со стороны новых молодых служителей было далеко не почетным и неблагоговейным. Оно изрядно сократило жизнь отца Евгения. Он получил два инсульта, после первого оправился, а после второго нет. Преставился он на самый День Победы, воистину явившись победителем в своей жизни. Подвигом добрым подвизался, веру соблюл. Верим, что уготован ему венец правды от Христа Господа нашего, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь!
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета СПбГУ
4. От духовного чада о. Евгения
3. Ответ на 2., электрик:
2. 1. о. Николай Савченко :
1. Re: «Верим, что уготован ему венец правды от Христа»