Точнее сказать, им нужен труп храма, но не дом Бога Живого. Им нужен скелет, мумия, оболочка, с помощью которой можно организовать неплохой бизнес на туристах. Таковы мои предположения, потому как прочих нет. И выводы эти строятся на том, что когда местных жителей пытались мотивировать на восстановление богослужений в Покровском храме, а не только озаботиться поддержанием примерного внешнего и внутреннего убранства, они ответили — что им «это не нужно».
Что ж, если Вам «это не нужно» — то, ради чего был поставлен храм Вашими предками, он не нужен тем более. Может ли тело жить без духа? Может ли храм стоять без Литургии? И сколько он может так простоять?
Надо всегда помнить то, что православные храмы не могут быть «памятниками федерального значения», или какого-либо иного «значения», и прочего «наследия». Конечно, они могут иметь «значение», но не как памятники. Памятники ставят на могилах. Они возвышаются над теми, кто уже сравнял свое внутреннее давление с окружающим, кто выровнял свою температуру с внешней температурой, кто преобразовался в химический состав окружающей среды. Памятники ставят над трупами, которые не могут принимать каких-либо решений, или деятельного участия в нашей жизни, а соответственно никак не могут повлиять на наш мир и на нас самих.
Так и в Лядинах, живущие там лядинцы (верю, что не все), не нуждаются в том месте, где они могут встретить Живого Бога. Им нужен памятник над трупом, который они могут превратить в источник финансовой прибыли, но не в место молитвы и общения со своим Творцом. Достаточно посмотреть, сколько там кафешек-забегаловок.
Еще одна деталь поразила. Если реставраторы так заботились о воссоздании данных «памятников культурного наследия Севера», то почему они не восстановили сломанные при проведении реставрационных работ отопительные печи в Покрово-Власьевской церкви? Я могу предположить по какой причине. Чтобы «попы не совершили рейдерский захват» и, вдруг, не начали молиться в Покровском храме, например, на Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, или на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, или на Обрезание Господне, или на Святое Богоявление, Крещение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Ведь, в это время года достаточно прохладно, чтобы находиться в храме без отопления. А если будет холодно, то и молиться будет нельзя. То есть, всегда можно будет «им» (попам) отказать, проявляя «заботу» о том, чтобы молящиеся не замерзли.
Если храм стоит без молитвы (а служба один раз в год — недостаточно), и эксплуатируется этот храм ради устройства в нем позорища (от слова — зор, смотреть), то он становится не нужным и, соответственно, подлежит изъятию также, как техника, которая не эксплуатируется, или эксплуатируется не по назначению, подлежит изъятию ржавчиной и разрушением (при отсутствии владельца), или истинным владельцем этой самой техники, если таковой имеется. И ни Церковь, ни батюшки, ни малочисленные местные верующие изъяли данные сооружения по причине их неправильной эксплуатации, а Сам Бог — истинный, реальный владелец Собственного имущества (храма), потому так как церковь с колокольней были поставлены ради Него, а не ради туристов.
Только накануне в Иерусалиме, на Святой Земле сходил Благодатный огонь, который, попаляя всякий грех, не опаляет. И, вот, уже на следующий день, на «русском Севере», в Каргополье, как свечки сгорают от сошедшего на них «благодатного огня» уникальные храм и колокольня.
Что ж, надо проявлять особую заботу о том, чтобы нам учиться распоряжаться вверенными нам от Бога предметами по назначению, согласно «инструкции по эксплуатации» (Священного Предания и Священного Писания Православной Церкви). И не забивать клавиатурой от компьютера гвозди, а молотком кашу есть. И не устраивать позорищ для туристов в храмах, которые предназначены для молитвы, а не для «глазерства» на иконы, в шортах и с жвачкой во рту.
Но есть во всем этом и радостная весть. Это напрямую касается лядинцев. Своей милостью Бог оставил Вам на покаяние и на молитвенную помощь одну церковь — девятиглавый храм Богоявления. Молитесь. Возрождайте исконную духовность Каргополья. Время еще есть.
Иеромонах Даниил (Плотников), руководитель отдела по тюремному служению Архангельской и Холмогорской епархии
1. в точку!