Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего Лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы.
Ты знай, где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взор да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты,
И ты увидишь – мир прекрасен.
В этом всё дело - познай, где свет. Часто люди тратят на это всю жизнь, и так ничего и не познают. Или познают, да не то. Или принимают тьму за свет. Или безнадежно путают одно с другим так, что сами их уже не различают.
Про себя могу сказать, что я испытываю это различение всю жизнь. День прошел – и вместе с ним кануло в Лету всё хорошее/плохое, что в нем было. И никогда его уже не вернешь. Ты уехал из любимого города (дома) – и прости, прощай город-дом. У Тарковского в «Солярисе» герой обретает отчий дом на загадочной планете «Солярис», только там, в комнате … идет дождь. Иллюзия рая, как в опьянении. Известное дело: никогда не возвращайтесь в прошлые места.
Конечно, разрыв времени и пространства – только наиболее явная «прореха» в сущем. Можно cказать, что крошечная человеческая головка идеально вмещает в себя всю Вселенную, и плачет, и бьется на берегу этого океана, потому что вмещает её в себя именно идеально, а не реально. Бог мыслит вещами, а мы – представлениями, знаками, мечтами. Нам хочется быть одновременно здесь и везде, быть собой и другим. «Чому я не сокіл, чому не літаю?» Кто отказался бы полетать, как птица, или попрыгать в волнах, как дельфин? Говорят, ангелы играют в лучах солнечной короны. Почему я сижу и перебираю клавиатуру, когда кто-то другой в это время пересекает Ледовитый океан, или закладывает мертвую петлю на истребителе, или целует лучшую красавицу на свете?
Романтическую легенду о сверхчеловеке создал Ницше. «Оставайтесь верными земле» -- проповедовал он. «Мужчина создан для войны, а женщина – для отдохновения воина». «Падающего – подтолкни». Главный «ницшеанский» грех – это слабость. В ХХ веке сверхчеловек заговорил по-советски, по-немецки и по-американски. Собственно, сверхчеловек и есть мнимый победитель исходной антиномии «тварной глины» (Адама) – антиномии между земным (реальным) и небесным (иначе возможным). Правда, победа эта сугубо «музыкальная», подобная, скажем, музыке Вагнера. В России этим увлекались Врубель, Скрябин, Булгаков, да мало ли ещё кто…
Фундаментальный факт нашей жизни состоит в том, что человек (любой) соткан из противоречий. Как заметил Иван Ильин, все люди грешники, но не все злодеи. Грешник слаб в добре, а злодей силен во зле. Каждый распят на этом перекрестии несущих конструкций мiра. И такое противоречие в глубине человека, в самом корне его называется антиномией – буквально «противоречие в законе». Человек сотворен по образу и подобию Божию, но в силу первородного и личного греха причастен сатане. Отсюда «разрыв аорты» в твари. Ещё Гераклит заметил, что всё в мире происходит через войну, а Эразм Роттердамский спустя две тысячи лет подробно классифицировал противоположности: богатство упирается в бедность, красота – в безобразие, ум – в глупость, здоровье – в болезнь, жизнь – в смерть.
Мы живем в антиномии – это дано. Но антиномия должна быть преодолена – это задано. Таковы условия божественной задачи. Решение её и есть искусство существования.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга
2. Re: Антиномия
1. Антиномия и Логика.