Существовала и другая традиция. Например, византийский Император омывал ноги двенадцати нищим. Но и тут есть разница, во-первых, это был Император, а во-вторых, это были нищие, а не осужденные правонарушители. Существовала традиция посещения и ромейским Императором, и русским Царем заключенных, но это было в день Пасхи.
В данном случае мы видели необычный поступок Римского папы, который был бы понятен, если бы он омыл ноги римским нищим или мигрантам, просто беднякам. В этом случае удерживалась бы семантика апостольства. Но то, что он омыл ноги преступникам, заставляет задуматься о многом.
В чем состоял смысл омовения ног учеников Господом Иисусом Христом? Это был знак смирения учителя перед учениками. В Евангелии от Иоанна говорится: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:13,14). Получается, что папа Франциск расписался в том, что он является учителем этих преступников. Не больше и не меньше. Но поскольку он не успел их ничему научить и сделать добропорядочными гражданами, то получается, что он является их учителем в том, что привело их «в места не столь отдаленные», а именно в узилище.
Далее, омовение ног - это утверждение в чистоте подвига, в чистоте апостольства. Когда апостол Петр, ревнуя о спасении, сказал: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин.13:9), Господь пояснил: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин.13:10). Следовательно, по Евангельскому тексту можно понять поступок папы Римского так, что он утверждает их в чистоте деяний.
В православной и общехристианской традиции омовение ног апостолам знаменовало их посылание на проповедь. Об этом сказано в Каноне Великого Четверга: «Союзом любве связуеми апостоли, владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир». Иными словами папа Франциск посылает своих «апостолов» на дело. Но какое дело они могут совершить? То, к которому привычны. Иными словами этот поступок можно истолковать так, что Римский папа посылает этих преступников на новые нарушения закона.
Невольно вспоминается начальник константинопольской тюрьмы по имени Лагос, который заведовал тюрьмой перед 1204 годом, т.е. перед годом разгрома Константинополя крестоносцами. Он отпускал воров ночью на промысел с тем, чтобы они, вернувшись, поделились с ним. Папа Франциск весьма достойный человек, но его этот поступок может восприниматься как посыл этих правонарушителей на промысел.
Далее, в их числе были иноверцы, в частности, мусульманка. Омовение ног апостолам Христом знаменовало акт общности и единоверия. Следовательно, Римский папа засвидетельствовал своё полное единомыслие с мусульманами и то, что он считает ислам спасительной религией.
На Тайной вечере не было женщин. Это единство Небесного Архиерея Господа нашего Иисуса Христа и Его священников. Франциск омыл ноги женщине, следовательно, для него она «священница» или «апостолица». Это можно считать первым провокационным шаром в сторону введения женского священства. И то, что она боснийка-мусульманка, в высшей степени символично. Это означает, что папство в очередной раз дает зеленый свет для разгрома православной Сербии. Не случайно на Сербию начался очередной накат сразу после этого акта.
Вот такие невеселые смыслы извлекаются из этого постмодернистского шага папы Римского. Возникает вопрос: может, он не вкладывал в своё действие никаких смыслов? Это исключено. Всё, что делали и делают папы, всегда глубоко символично, вплоть до выбора имени. В данном случае вся полнота смыслов, которые извлекаются из данного поступка, превосходно гармонирует с тем, что делало и делает папство до и после Второго Ватикана.
Диакон Владимир Василик, к.филол.н., доцент исторического факультета СПбГУ
3. Re: Постмодернистский шаг папы Римского
2. Стоило ли так много и натужно мудровать?
1. Франциск I совершил нетрадиционный и неслыханный ход: