Это по меньшей мере третья за последние годы массовая бойня в России: в ночь на 27 апреля 2009 года Денис Евсюков убил двух человек и серьезно ранил еще семерых; 7 ноября 2012 года Дмитрий Виноградов в офисе московской компании, в которой он работал, убил 5 человек. Портал Regions.ru отмечает, что ранее в нашей стране – ни в царское, ни в советское время – подобных вспышек никак не мотивированного насилия, сколько можно судить, не было: были только заранее спланированные теракты - деяния бесчеловечные, но все же объяснимые.
«Есть ли, на ваш взгляд, причины у таких страшных случаев? Почему это явление начинает приобретать массовый характер?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, отметил, что, безусловно, во всех упомянутых случаях были какие-то свои внутренние причины, которые лежали в основе этих преступлений.
«Но я не вижу между ними связи и не стал бы делать вывод о какой-то типологии и, тем более, массовости. С каждым конкретным преступлением должно разбираться следствие. И я совсем не убеждён, что подобные случаи для нас типичны. Вообще вспышки немотивированного насилия могут происходить, например, вследствие психического расстройства. Но что было в каждом конкретном случае, могут сказать только эксперты. У всех троих фигурантов были, на мой взгляд, индивидуальные побудительные мотивы. В любом случае, я бы не стал делать вывод о массовости на основании трех приведенных примеров. Кроме того, я очень скептически отношусь к идее, что вот, мол, это современная цивилизация и в частности, наша российская сегодняшняя действительность оказывает на человека такое страшное давление, что стимулирует и мотивирует подобные немотивированные трагедии», - подчеркнул священник.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, не уверен, что прежде не было подобного рода феноменов.
«В советское время об этом просто не писали. А что касается XIX – начала XX века, то сразу вспоминаются речи знаменитых адвокатов на процессах о громких особенно жестоких преступлениях. Да и великая русская литература дает нам основания думать, что жестокие преступления против личности - не примета исключительно новейшей эпохи. Другое дело, что нынешняя эпоха декларирует себя как эпоха гуманистическая - эпоха прогресса и утверждения новых человечных идеалов. А жизнь показывает, что человек не меняется и лучше не становится. И в этом смысле "нет ничего нового под солнцем"», - продолжил священник.
«Дело, как мне кажется, не в том, что зла становится больше, а люди становятся более жестокими; а просто на фоне этой новой мифологии, новой лжи и самообмана о будто бы имеющем место прогрессе гуманизма, терпимости и расположенности людей друг к другу выявляется, что немощи падшего человеческого естества все те же в начале XXI века, как и при советской власти, как и в XIX веке, как и в период татаро-монгольского нашествия, как и в Римской империи. Прогрессистская иллюзия, что когда люди достигнут определенного достатка, они возлюбят друг друга, будут гуманны и терпимы, - разбивается о реальность, в том числе и таких трагических фактов, как, например, в Белгороде. Для христианина здесь нет ничего нового. Все мы знаем, что нынешнее состояние человеческого естества – состояние противоестественное, состояние падшести и искажения грехом. Без покаяния и возвращения к Богу ничего хорошего у нас не получится», - заключил отец Максим.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что это явление возникает не просто само собой, это плод усилий неких сил.
«Не просто так человек берет карабин и идет стрелять. Мы видим, что все эти преступники совершенно бездуховные, они – плод жизни без Бога. Религия в их жизни не имела никакого места. И когда мы все больше отходим от духовных ценностей и живем только удовлетворением своих возрастающих потребностей, то появляется какое-то безразличие к жизни другого человека. Плюс к тому есть еще некие силы, которые готовят таких людей, они используют электронное пространство, потому что молодые люди теряют осознание реальности и получают импульс именно из электронной жизни, которая воспитывает человека в таком бесчеловечном духе. Что мы можем на это ответить? Нам не нужно забывать свои традиционные ценности, и надо утверждать нашу веру. Потому что наша вера – это не развлечение, а спасение для всех, и в том числе для таких людей, которые берутся за оружие. Правда, не знаю, можно ли перевоспитать уже свершивших преступление, - видимо, тут может помочь только длительный срок тюремного исключения, хотя и это тоже морально невыносимо», - заключил священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, отметил, что это называется «беснование».
«Человек, который совершает подобное преступление, находится именно в этом состоянии – в самом буквальном смысле слова. Преподобный Паисий Святогорец писал, что одержимых становится все больше и больше. Об этом свидетельствуют также трагедии в Норвегии и Америке. Все это проявления духовной болезни. Если человек в Бога не верует, заповеди не соблюдает, то он становится открытым для обитания в нем нечистой силы. Сейчас практически вся массовая культура заражена бесовщиной. Человек, не защищающий себя постом, молитвой, покаянием, через посредство СМИ становится легкой добычей бесов. Причем сам он может об этом и не догадываться. Все эти случаи – страшный симптом духовной болезни. Евангелия сообщают нам, как много было бесноватых, когда Спаситель пришел в мир. Сейчас, накануне Второго пришествия, похожая ситуация. Если сейчас содомский грех объявляется нормой жизни, то что же удивляться, если кто-то начинает беспричинную стрельбу», - заключил о. Александр.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что на самом деле подобные вспышки были и в царский период, и в советский. Особенно много их было накануне революции и сразу после нее.
«Безусловно, это связано с состоянием человеческой души, а именно – оскудением связи человека с Богом. Тогда человек становится рабом темной силы. И сейчас перед нами примеры того, что человек, отходя от света, погружается в темноту. Мы обязаны рассматривать эти события с духовных позиций. Человек должен осознать, что без помощи Божией он не сможет преодолеть эти темные бесовские искушения. Причины подобных трагедий в первую очередь в утрате верных духовно-нравственных ориентиров», - заключил о. Андрей.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, признал, что этот феномен – его вхождение в нашу жизнь и оценка – имеет характер наднациональный. В разных странах с разным темпом развития и интенсивности жизни этот процесс абсолютно одинаковый.
«В конце XVIII века в США была принята конституция, ныне действующая, и вторая ее поправка касается права хранения и ношения оружия. Сегодня люди начинают брызгать слюной и говорить о том, что такое разрешение – это полное безобразие, хотя в XVIII-XIX веке это было в порядке вещей и никому в здравом уме не пришло в голову сказать, что люди будут друг друга расстреливать просто так. В Швейцарской Конфедерации до недавнего времени мобилизация вооруженных сил функционировала только на постоянной основе. Мужчина всегда оставался в строю действующих сил армии и был обязан иметь дома оружие, содержать его в порядке и практиковаться в стрельбе, и не приходило никому в голову стрелять в людей. Кстати, в годы Второй мировой войны по оценкам многих специалистов именно эта армейская система предотвратила захват нацистами этой небольшой горной республики», - продолжил он.
«А сегодня мы видим, в первую очередь в США и в других странах мира, наплыв массовой жестокости и убийств. Это международный процесс, который не имеет к России прямого отношения. А поскольку это глобальный процесс, то можно увидеть другие массовые события, свидетельствующие об утрате человеческого облика, которые раньше были даже немыслимы, а сегодня становятся приемлемыми: это легализация абортов – убийства детей в материнской утробе стали нормальным и защищаемым законом явлением, а далее дошло до узаконенных половых извращений и прочего. Это одна из граней общечеловеческого процесса, в котором все мы принимаем участие. Это один из фронтов войны, которую все человечество ведет против сил зла, пытающегося уничтожить наше человеческое достоинство», - заключил о. Макарий.