«Накануне Страстной седмицы мы празднуем память святого праведного Лазаря четверодневного, друга Христова, - сказал архиепископ Константин. – Это необыкновенная честь – быть другом Христовым. Мы знаем о том, что праведный Лазарь после своего Воскресения влился в число учеников Христовых и окончил свои дни на острове Кипр, будучи первым епископом Китийским, ныне это город Ларнака. Из Библии мы знаем о том, что Лазарь своей душой четыре дня находился в преисподней, в шеоле. Однако, несмотря на столь продолжительное пребывание в шеоле, несмотря на то, что он стал учеником Христовым, а впоследствии епископом, который много проповедовал, никаких воспоминаний, никаких слов, записей и даже намеков на то, что он там видел и чувствовал не сохранилось. Это свидетельствует только о том, что в человеческом языке нет таких слов, чтобы передать реальность преисподнего мира. И святой Лазарь не фантазировал, не придумывал, он просто молчал, и его молчание гораздо красноречивее, чем многие рассказы на эту тему, которые можно назвать "бабьими баснями"».
«Приближались последние дни земного служения Господа нашего Иисуса Христа, - продолжил владыка. – Атмосфера ненависти была накалена до предела. За три с половиной года проповеди Христа произошла поляризация настроений в Древней Иудеи: небольшая группа учеников, множество исцеленных людей, но при этом были и те, кто люто ненавидел Иисуса Христа, – фарисеи, саддукеи, первосвященники. Иисус Христос на время удалился из Иудеи, где его собирались побить камнями, и перешел в другое место. Ему сообщили, что друг Его Лазарь болен. "Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?" (Иоан.11:4-8). "Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет" (Иоан.11:11-12). Все мы знаем, что если больной человек засыпает, то чаще всего это означает, что он начинает выздоравливать, поскольку сон – залог здоровья».
Отметив, что часто в своей обыденной речи мы употребляем выражение «Фома неверующий», владыка сказал, что тем самым «мы на первый взгляд принижаем личность апостола Фомы, которого не было, когда явился ученикам Воскресший Христос», но «личность Фомы высвечивается самым ярким образом благодаря одной единственной фразе в беседе Господа с учениками о Лазаре: "Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним" (Ин.11:16). Эта фраза выражает всю сущность человека, ведь, когда человек стоит на пороге смерти, каждая фраза, произнесенная им, приобретает особое, запоминающееся значение».
«Итак, Спаситель со своими учениками отправились к Лазарю, где уже собрались друзья утешить сестер усопшего. Когда стало известно, что Христос приближается, то Марфа вышла навстречу ему и: "…сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин.11:21-24). "Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе" (Ин.11:38-39). В те времена в Палестине гробами служили пещеры, высеченные в склоне горы, куда полагали тела умерших, обвитые погребальными пеленами. Вход в пещеру заваливали большим тяжелым камнем, чтобы звери не терзали тело умершего. "Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон" (Ин.11:41-43). И совершилось то, что трудно даже представить себе: обвитый саваном по рукам и ногам вместе с головой Лазарь невидимой силой был вынесен из пещеры. Присутствующие были охвачены всеобщей радостью, наряду с которой была и жуткая зависть, которая, как ржавчина, съедает самый крепкий металл. Эта зависть уязвила некоторых из присутствующих и они побежали в Иерусалим. "Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом" (Ин.11:45-48). И здесь в Библии мы видим, как через иудейского первосвященника, который отдает приказ об умерщвлении Иисуса Христа, говорит Святой Дух. Потому как священническое служение, каким бы ни был сам первосвященник, дано от Бога: "Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Ин.11:49-50). Иисус Христос умер за грехи всего человечества, которое признает его Спасителем», - сказал владыка.
Чтобы понять эту фразу, отметил архиерей, нужно знать, какие настроения царили тогда в Иудее, которая была в то время в составе Римской Империи: «Несмотря на обширность территории империи, все народы жили в мире и толерантности. Чтобы не разжигать межрелигиозную рознь в Риме даже был построен храм всех богов – Пантеон, где были изображения, статуи, фигуры всех богов, которых исповедовали сотни народов Римской империи. Некоторое время там даже находилась и фигура Иисуса. Многие думают, что иудеев того времени заставляли приносить жертвы языческих богам. Но ничего подобного не было. Достаточно вспомнить историю апостола Павла, который был иудеем по своей крови и римским подданным по гражданству. Изначально, до своего прозрения, Савл (будущий Павел) настолько люто ненавидел христиан, что выпросил у первосвященников верительные грамоты для того, чтобы преследовать христиан ещё и в Сирии. Когда же он сам стал христианином, а впоследствии и апостолом, он, как римский гражданин, потребовал суда кесаря. Тогда его посадили на корабль и повезли в Рим. Такова была национальная и религиозная политика во времена Иисуса Христа в Римской империи. Однако, иудейское руководство, несмотря на это, ненавидело всех, кроме самих себя. Оно полагало, что Тот, Кто исцеляет больных, очищает прокаженных, воскрешает покойных, кормит тысячи людей, должен послужить на благо иудейского народа в качестве освободителя – Мессии, а затем – завоевателя мирового господства иудеев. Мы знаем, что даже ученики Господа ждали, что настанет земное царство и владычество Иисуса Христа, и даже делили руководящие должности в этом ожидаемом царстве: "Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев" (Мф. 20:20 – 22а, 24). И лишь после того, как Иисус каждый раз категорически отрицал все идеи о земном происхождении Своего Царстве и постоянно подчеркивал, что царство Его не от мира сего, что Он пришел в мир для спасения всего человечества, Его возненавидели. Духовное Царство для всего человечества иудейским старейшинам и первосвященникам было не нужно. И когда, увидев воскрешение Лазаря, многие иудеи и даже фарисеи уверовали во Христа, тогда в синедрионе решили убить Иисуса, пока не поздно, пока все не уверовали в Него, в противном случае власть иудейских первосвященников падет».
«В этой великой трагической истории любви семейства Лазаря ко Христу есть такие утешающие слова – "друг Христов", - подчеркнул владыка. – Каждый из нас, христиан, является другом Христовым. В дружбу со Христом мы вступаем когда принимаем Таинство Крещения. На сегодняшней Литургии св. Иоанна Златоуста мы вместо "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…" пели "Елицы во Христа крестистися, во Христа облекостеся". Мы вступаем в дружбу со Христом, и эта дружба тем чище, тем искреннее, чем она святее. Вспомним даже нашу человеческую дружбу, когда мы заводим себе друзей во времена детства, юности. К сожалению, часто бывает, что с возрастом мы друзей больше теряем, чем приобретаем, поскольку каждый человек по мере взросления черствеет, становится эгоистом, чувствует только самого себя, ему уже не до других. Эта черствость сердца способствует отчуждению и от Христовой дружбы. Христос входит в теплое, отзывчивое и мягкое сердце: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матф.5:7). И в самом Иисусе Христе была человеческая доброта, о чем свидетельствует то, что он, узнав о смерти Лазаря, прослезился. Господь Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный человек. Дай Бог, чтобы и мы, поразмыслив серьезно и основательно над сегодняшним евангельским зачалом, снова почувствовали Иисуса Христа не только Спасителем нашим, но и Другом нашим, подобно тому, как Его называл своим другом Лазарь четверодневный. Дай Бог, чтобы и мы, когда настанет час, абсолютно неизбежный для каждого из нас, когда нашу душу ангелы представят пред Судией, также смогли услышать слова Христовы: "се мой друг"», - заключил архипастырь.