Размышляя о евангельских событиях, непосредственно предшествовавших распятию и воскресению Господа Иисуса Христа, можно сказать, что речь шла о конкретной агитации выгнанных Спасителем из Иерусалимского храма менял и особенно, конечно, первосвященников, которые научили народ просить освобождения Вараввы (Лк. 23:5-19), а не Христа. Конечно, иудеи рассчитывали на земного царя, на земного правителя, который бы потакал всем их страстям: корыстолюбию, сластолюбию. Христос пришел, чтобы преобразить человека, изменить его внутренний мир. Иудеи ждали всемирной власти, власти над языческим миром.
То, что во дворе язычников продавался жертвенный скот, который там, естественно, гадил, показывало не только корыстолюбие иудеев, но и их презрение к языческим народам. Они считали, что двор язычников - это не святыня. Этим они показывали свое презрение к своим братьям по человечеству к прочим сынам Адама и к храму Божию. В этом их и обличил Христос. Слова «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11, 17) ставили крест на империалистических ожиданиях иудеев, которые были весьма распространены в то время. В частности, та же кумранская община.
Весьма интересен такой документ, как «Свиток войны», где говорится, что «сыны света», т.е. кумраниты, возглавят освободительную войну иудейского народа, предлагается конкретный план войны, расписывается, как будут пролиты реки крови язычников, и «некому будет их хоронить». Но Христос проповедует мир и уважение ко всем неизраильтянам. Они на равных должны будут войти в Дом Божий, и это разъярило иудеев, которые лелеяли планы всемирного господства.
То, что представители иудейской верхушки заявили Пилату в Великую пятницу: «Не имамы царя токмо кесаря», было самым настоящим лукавством, изощренным и циничным. Вместе с революционерами первосвященники Анна и Каиафа втайне разрабатывали планы свержения римского господства, только они не были столь откровенны.
Почему одни и те же люди кричали то «Осанна!», то «Распни Его!»? Это толпа. А психология толпы всегда мобильна и подвержена изменению. Об этом хорошо написал Пушкин в поэме «Борис Годунов»:
… бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.
Ей нравится бесстыдная отвага.
Так вот: толпе гораздо больше нравилась бесстыдная отвага революционера Вараввы, который, очевидно, был иудейским лжемессией. Скорее всего, имя его не настоящее, потому что Бар-Абба состоит из «бар», что означает сын, и «абба», что означает отец, т.е. имя мессии. Начальники Израиля, по сути, поставили народ перед выбором: подлинный Мессия Христос, Который проповедует мир, любовь, терпение, веру, молитву и подвиг, или лжемессия Бар-Абба, который проповедовал переворот, кровь, насилие и всемирную власть еврейства. Это обстоятельство прекрасно освещено в работе владыки Антония (Храповицкого) «Христос Спаситель и еврейская революция».
Таким образом, еврейство сделало свой выбор - богоборческий, революционный, расистский и человеконенавистнический. Но далеко не весь народ с этим выбором согласился. Тем не менее, с прискорбием надо отметить, что со времени распятия Христа еврейство в той или иной мере участвует в революционных разрушительных движениях, в физических и духовных революциях. При этом само от этого страдает и не обретает покой. Потому что до сих пор действенны слова Христа: «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во имя Господне!» (Матф.23:37-39).
Диакон Владимир Василик, богослов, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета