По окончании Богослужения владыка Константин поздравил всех присутствующих с воскресным днем и днем памяти преподобной Марии Египетской. В своем слове архипастырь отметил, что поскольку все хорошо знают житие преподобной Марии, то он хотел бы обратить внимание на то, что в 2013 году исполняется 1700 лет со времени издания Императором Константином Великим Миланского эдикта.
«Тогда, 1700 лет назад, Христианство было объявлено легальной, то есть законной, но ещё не государственной религией, спустя почти три столетия после распятия и Воскресения Иисуса Христа, - напомнил владыка. – В течение трех столетий христиане были гонимы и истязаемы, а Божественная Литургия в те времена совершалась на гробах с останками мучеников за Христа. В память этого, в наше время при освящении престола в основание его кладется частица мощей, в частности, мы в Курганской епархии, в основание престолов вкладываем частицы мощей священномученика Аркадия (Гаряева), пресвитера Боровского».
«Церковная иерархия любима Господом, несмотря на то, что часто священнослужители по своей личной святости уступают мирянам, и в особенности малым детям. Причащая деток и глядя им в глаза мы, священнослужители, остро ощущаем утерянную личную святость, а также свою греховность. Тем не менее, иерархия учрежденная Богом настолько любима Им, что даже, вспоминая в сегодняшний день великую святую преподобную Марию Египетскую, которой посвящена целая неделя Великого Поста, мы убеждаемся в том, что святость иерархической власти превыше личной святости. Преподобная Мария, стяжавшая такую личную святость, что по воде переходила Иордан, и во время молитвы поднималась в воздух, перед своей кончиной исповедовалась и причастилась у старца Зосимы. Он был, если так можно сказать, лично менее свят, но при этом он был пресвитер, иеромонах. Он стал известен Церкви, только благодаря Марии Египетской. Старцу Зосиме не посвящена целая неделя в году, и даже таким великим святителям и составителям Божественных Литургий: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Двоеслову, ни одному из них не посвящена неделя. Но есть неделя святой преподобной Марии Египетской. И чем святее мирянин, тем он острее ощущает необходимость в особом иерархическом священническом служении», - подчеркнул владыка.
«Величайший святой Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне и молился. Никто из диаконов, священников или епископов никогда не совершал такой подвиг. Тем не менее, преподобному Серафиму Саровскому не приходило на ум, что он по своей личной святости может рукополагать кого-либо даже в низшие степени церковного служения, например, во чтеца. Никогда за всю историю Православной Церкви такого не бывало, - отметил архиерей. – Величайший святой XX века – Иоанн Кронштадтский, у которого исповедовались многие архиереи, также не мог помыслить того, чтобы рукоположить кого-то хотя бы во иподиакона. Это священное право епископа – архиерея. Чем святее человек, тем он острее ощущает святость иерархического, Богоустановленного священнического служения».
Отвечая на вопрос, что такое иерархия в христианской церкви, владыка Константин отметил, что «прежде всего и существенней всего, она есть власть совершения Таинств, поэтому она является носительницей этой таинственной сверхчеловеческой и сверхприродной силы». «По свидетельству ранней христианской письменности именно епископ являлся совершителем Таинства Евхаристии – преломления хлеба. Это таинство сразу заняло первенствующее место в христианской жизни и сделалось организующей силой в Церкви. После Пятидесятницы верующие прибывают "в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Дн. 2;42). Естественно, что первыми совершителями Евхаристии являлись апостолы, а в послеапостольский век совершение Таинства Тела и Крови становиться делом епископов. Иерархия в виде епископов и зависящего от них клира возникает, прежде всего, в качестве носителей власти тайнодействия. Назначение иерархии определяется как производное от Первосвященнического служения Христова. Христос является Великим Архиереем не по чину Аарона, но по более древнему чину Мельхиседекову, о чем много говориться в послании к Евреям. Христос возглавляет небесные иерархии и все земное священство. Иерархия, ведущая свое происхождение прямо от Христа, Первосвященника по чину Мельхиседекову, через апостольское преемство, есть Сам Христос, тайнодействующий в церкви Своей. Иерархия любима Им и полна любовь к Нему, она есть радость и утешение церкви от Утешителя Святого Духа, который низводиться на рукоположенного, она есть средоточие церковной жизни, установленное Самим Богом и через нее действует сам Бог на земле. Священнослужители, хотя и сохраняют свои человеческие немощи и грехи, получают особую равноангельскую природу. Священники становятся святы Богу, ибо через них совершается освящение. И как священные предметы, например, престол, чаша, потир, копие, лжица, священнические облачения уже не могут быть взяты для обычного употребления – это преступление – так и совершители таинства через рукоположение выделяются из числа людей. Их святость не есть их личная святость, напротив, священники могут быть, и нередко бывают, греховнее мирян. Святость священнослужителей и есть святость церкви, которая через них освящает Духом Святым своих чад, это и святость Христа, в которого они облекаются, ни только наравне со всеми христианами в Крещении, но и сугубо – в посвящении, в рукоположении».
«Иисус Христос не сразу дал власть своим ученикам, а воспитывал их в течение трех с половиной лет. Не все ученики сразу стали Апостолами, из всех Христос избрал двенадцать. Сначала была дана власть изгонять бесов и исцелять всякую болезнь: "И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Мк. 3:14-15). Однако власть изгонять бесов – меньшая, чем власть совершать священнодействия. После Воскресения Христова Апостолам была дана более высокая власть отпускать и удерживать грехи: "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан.20:21-23). И только в день Святой Пятидесятницы полнота благодати Святого Духа снизошла в виде огненных языков на каждого из апостолов и они обрели высшую иерархическую священническую власть. Так закончилось посвящение и приятие великой священнической тайны власти и Евхаристического служения», - пояснил архиерей.
«Апостолы передавали эту власть из поколения в поколение, - продолжил владыка Константин. – Полнотой всей священнической власти в Церкви обладает только епископ, архиерей. Он имеет право совершать все семь святых Таинств, освящать Святое Миро и антиминсы. Священник имеет право совершать шесть святых Таинств, кроме Таинства Священства. Диакон не имеет права совершать ни одного Таинства, он помогает при совершении Таинств. Однако следует помнить и о правах мирян, ибо по слову апостола Петра, все православные христиане именуются царским священством: "Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9). Царское священство мирян заключается в возможности крещения людей страха ради смертного, или в безвыходных ситуациях. Например, этим правом часто пользуются верующие акушерки в родильных домах. Все это мы должны, дорогие братья и сестры, мы должны знать и помнить, в неделю святой преподобной Марии Египетской, которая несмотря на свою большую личную святость была исповедана, причастилась и была погребена иеромонахом Зосимой, имеющим благодать иерархического священства», - заключил архипастырь.