Противники закона о защите чувств верующих порой говорят: «Как же у вас там — "око за око" нельзя, за врагов молиться?..». В ответ я отсылаю их к примеру преподобного Сергия Радонежского, который в свое время благословил благоверного князя Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. Потому что других вариантов тогда не было. Именно в ту пору, когда было совершено покушение на веру православную, преподобный Сергий благословил святого князя, чтобы эту веру защитить.
Я уверен, что если ситуация с оскорблением чувств верующих людей и осквернением храмов и икон будут развиваться дальше без участия государства, то я думаю, что появится и у нас Сергий Радонежский, который нас благословит. И, извините, мы возьмем в руки оружие и будем защищать свои святыни так, как считаем нужным. Если в результате нас будут сажать в тюрьмы, то пострадать за Христа в этом смысле для нас — счастье.
Еще одно мое наблюдение: люди, которые ходят по разным программам и выступают против этого закона — их не так много, к счастью. Как правило, это провокаторы, пытающиеся столкнуть разные общественные группы между собой. Но все-таки большая масса людей, основная, подавляющая часть населения страны — безусловно, поддерживает этот закон. И я считаю, что тут нужно стоять. Ни шагу назад! И право свое тут отстоять — это очень принципиальный вопрос.
Кроме того, следует отметить, что в законе все прописано очень четко: у нас есть традиционные религии, и мы не хотим расширять этот список. Буддизм, мусульманство, иудаизм и Православие. Всё. Вступать в полемику, что есть еще какие-то поклонники боулинга, я не готов. Позиция простая. Четыре религии.
Еще один важный момент. Как ни странно, самая уязвимая из вышеупомянутых религий — это Православие. Иудеи защищены в мировом масштабе: и холокостом — и понятием «антисемитизм». И не дай Бог, где-то или кто-то сегодня в отношении иудейской веры, евреев или синагоги выскажется оскорбительным образом или ворвется туда, — я думаю, что такой человек будет уничтожен некими мировыми организациями. И, если приглядеться, таких акций против иудеев практически нет, антисемитских перформансов очень немного. Если говорить о мечети — то же самое. Ни у кого ж даже не возникает мысли ворваться в мечеть и там из баллончика краской облить помещение. Потому что боятся. Потому что действительно выйти оттуда живыми они не смогут. И вот эти религии — они как бы защищают себя по одному своему внутреннему устройству. Потому что там есть «око за око» и там можно камнями побить за осквернение храма. А у нас этого нет.
И противники Церкви это прекрасно понимают. И активно пользуются этим. Нас, с одной стороны, всё время приучают быть такими толерантными, молиться за врагов, подставлять другую щеку. Но с другой стороны, у нас был великий святой, преподобный Сергий Радонежский, который в подобной ситуации совершенно четко благословил благоверного князя на битву. И я считаю (это моя личная позиция), что если когда-нибудь надо будет за веру православную взяться за оружие и встать в строй, то несмотря на огромную семью и положение, встанем в строй. Будет благословение священноначалия — значит, будем отвоевывать нашу веру.
Павел Анатольевич Пожигайло, президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, член Общественной палаты Российской Федерации