Только что в России завершилась «сделка века», суть которой заключается в приобретении «Роснефтью» активов нефтяной компании ТНК-ВР и вхождении в состав акционеров «Роснефти» британской нефтяной компании «Бритиш Петролеум» (British Petroleum - BP) с долей, равной почти 20% капитала.
1. О «сделке века», аутистическом мышлении и «капиталистическом реализме».
Я уже выступал в прессе с предварительной оценкой этой сделки, в которой явных плюсов для России не просматривается, а риски потери суверенитета над нашими нефтегазовыми богатствами вполне очевидны. Мы еще не успели до конца осмыслить цели и мотивы участников сделки, ее ближайшие и долговременные последствия. А нас власть уже огорошивает новыми головокружительными планами в отношении «Роснефти».
Никто не отменял принятых в прошлом году планов правительства по поводу того, что государство должно полностью выйти из капитала «Роснефти» к 2016 году. Об этом с завидной регулярностью делали заявления: премьер-министр РФ Д.Медведев, первый вице-премьер И.Шувалов, вице-премьер А.Дворкович, руководитель Росимущества О.Дергунова и целый ряд чиновников более мелкого калибра. Но всем казалось, что власть будет делать все возможное для того, чтобы не допустить реализации того плана, который оно само и озвучило. Что, мол, эти заявления - лишь «дымовая завеса», чистая пропаганда, адресованная Западу. Тем более, все посчитали, что вхождение ВР в капитал Роснефти - более чем щедрая кость, которая была брошена тем, кто добивался приватизации главной нефтяной компании России. Следовательно, можно хотя бы на время закрыть тему приватизации «Роснефти».
Некоторые эксперты даже прокомментировали недавние события вокруг «Роснефти» («сделка века») таким образом: мол, продажа части «Роснефти» английской компании - хитрый маневр, временное отступление. Такие эксперты стали утверждать, что после этой сделки власть будет брать реванш и проводить «ползучую» национализацию нашего нефтегазового сектора экономики. В некоторых публикациях восторг от «сделки века» просто зашкаливает. Например, в статье Дмитрия Терехова «Довольно пугать народ!» (сайт «Русская народная линия», 16.04.2013). В ней он подвергает критике мою негативную оценку «сделки века» (мол, я своим анализом «пугаю народ»). Он делает следующее восторженное заключение: «Эта сделка по приобретению «Роснефтью» компании ТНК-ВР - это грандиозная победа всей России. Вовлечение в стратегический альянс «Бритиш петролиум» - это огромное достижение, а не опасность». Я уже ответил г-ну Терехову, раскрыв его откровенно шулерские приемы искажения и подтасовки фактов (статья «Довольно обманывать народ!»).
В психологии есть такое понятие: «аутистическое мышление». Суть его проста: человек живет в грезах и мечтах. Свою систему доказательств и объяснение событий окружающей жизни он подстраивает под свои грезы и мечты. Проще говоря, желаемое выдает за действительное. Носитель аутистического мышления очень активен, пытаясь заразить своим «розовым» видением мира всех окружающих. Аутистическое мышление противопоставляется мышлению реалистическому. Аутистическое мышление ведет человека к гибели, реалистическое заставляет противодействовать надвигающимся угрозам, дает шанс на выживание и даже победу. Упомянутая выше статья Д. Терехова - типичный образчик аутистического мышления, коим он стремится заразить своих читателей. Итак, предлагаю спуститься на грешную землю и оценить историю «Роснефти» с позиций реалистического мышления. Помните, в СССР была школа «социалистического реализма»? А я думаю, что сегодня нам события по разграблению международным капиталом наших природных и иных богатств надо описывать в духе «капиталистического реализма».
2. «Дорожная карта» для «Роснефти».
Итак, по порядку. Правительство РФ поручило до 1 апреля 2013 года Росимуществу подготовить так называемые «дорожные карты» по приватизации важнейших предприятий российской экономики. В этом списке банк «ВТБ», ОАО «РЖД», «АЛРОСА» и т.д. Но на первом месте стоит «Роснефть». У Росимущества уже есть некая «разнарядка», ориентировка, определяющая «вклад» каждого объекта приватизации в российскую казну. О. Дергунова, в частности, в феврале отметила, что в текущем, 2013 году половину все доходов от приватизации должна обеспечить именно «Роснефть». Судя по всему, «дорожная карта» по «Роснефти» уже готова. Но документ пока не обнародован.
Зато некоторые планы по приватизации «Роснефти» озвучил 11 апреля на заседании правительства глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Он объявил, что по пяти стратегически важным предприятиям можно уже в этом году ускорить приватизацию, продав «сверх плана» дополнительные пакеты акций. Это такие предприятия, как «Шереметьево», «Ростелеком», «Объединенная зерновая компания», «Аэрофлот», «Роснефть». Конкретно по «Роснефти» он сказал, что предлагается продать 19% акций. Это не считая того, что было продано или передано «Бритиш Петролеум» в ходе только что проведенной сделки. Напомню, что английская компания за счет денег, полученных от продажи своей доли в ТНК-ВР, купила 5,66% акций Роснефти за 4,87 млрд. долл.
Следует напомнить, что в чистом виде доля государства в «Роснефти» на данный момент равняется 69,5%. Это то, что принадлежит чисто государственной компании «Роснефтегаз». Там есть и другие акционеры, но их нельзя причислить к категории государственных. Например, «Сбербанк». Его принято считать государственным банком, но это не так, поскольку контрольный пакет «Сбербанка» принадлежит Центральному банку РФ, а последний, как известно, «независим» от государства.
Итак, речь идет о 19 с лишним процентов акций «Роснефти», что примерно равняется общему пакету, который перешел в марте с.г. английской компании. Вот слова министра экономики: "Есть такая возможность, мы должны решение принять". При этом он добавил, что "Роснефть" "технически готова, консультанты работают". Наверное, наши либералы готовы были бы продать и больше, но тут выявилась неожиданное препятствие - закон «О недрах». Указанный закон предусматривает, что на российском шельфе разрешено работать только компаниям с государственной долей свыше 50%. Так что математика «ускоренной» приватизации «Роснефти» предельно проста: пакет акций нефтекомпании, принадлежащий государству, должен быть доведен до 50% плюс одна акция. Поскольку сегодня государственному "Роснефтегазу" принадлежит 69,5% "Роснефти", то на продажу можно выставить 19,5 процентов акций. При нынешних ценах на акции получается, что выручка от продажи такого пакета акций может дать в казну дополнительно 500-550 млрд. руб. Первоначально, между прочим, вся программа приватизации на 2013 году предусматривала поступления в размере 427 млрд. долл. Судя по всему, руководительница Росимущества О. Дергунова кардинальным образом переработала «дорожную карту» по «Роснефти». Буквально накануне упомянутого заседания правительства.
3. Кто может участвовать в «разделе» Роснефти?
Трудно сейчас сказать, какие инвесторы могут реально приобрести акции «Роснефти». Скорее всего, это будут иностранцы. Конечно, бывшие российские владельцы ТНК-ВР М. Фридман, В. Вексельберг, Л. Блаватник мечтали бы вернуться в нефтяной бизнес. Но, как говорится, не по «Сеньке шапка». Наши высшие чиновники (И. Шувалов, А. Дворкович и др.) постоянно повторяют, что «Роснефти» нужны «стратегические партнеры», обладающие опытом разведки углеводородного сырья на морском арктическом шельфе, умеющие завоевывать мировые рынки, имеющие связи с кредиторами мирового класса и т.д. и т.п. Понятно, что наши доморощенные олигархи таким критериям не отвечают. Речь может идти либо о «Бритиш петролеум», которая уже обосновалась в «Роснефти». Либо об американских нефтяных гигантах (Экссон-Мобил, Шеврон), либо об англо-голландской «Ройял Датч Шелл».
Впрочем, И. Шувалов не раз откровенно заявлял, что видит в качестве акционеров именно американские нефтяные гиганты. Наверное, он что-то знает, чего не знаем мы. Конечно, «Бритиш Петролеум» заняла в «Роснефти» стратегически важную высоту и постарается сделать все возможное, чтобы все досталось ей. Но как говорится: «Съест-то она - съест, да кто ей даст?» Дело в том, что «Роснефть» своей «сделкой века» фактически спасла «Бритиш Петролеум» от верной смерти. Напомню, что ровно три года назад, в апреле 2010 года произошла крупнейшая за последние годы техногенная катастрофа в сфере нефти. Виновником этой катастрофы оказалась «Бритиш Петролеум». Речь идет об аварии на морской платформе данной нефтяной компании в Мексиканском заливе. Нефть из скважины не могли блокировать, в морскую среду попали громадные количества нефти, возникли миллиардные ущербы. Котировки «Бритиш Петролеум» на фондовых рынках резко пошли в низ. За три года, по данным Financial Times (22.04.2013), компания вынуждена была потратить 42,2 млрд. долл. на ликвидацию последствий катастрофы в Мексиканском заливе. Компания начала продавать свои активы для того, чтобы покрывать неожиданного возникшие издержки. По данным английской газеты, продано было на 38 млрд. долл. Доля англичан в ТНК-ВР, пожалуй, самый крупный из активов, проданных «Бритиш Петролеум» за эти три года. Так что «Роснефть» приняла в свои объятия полудохлую компанию. Не понятно, кто кого выручил в этой «сделке века». Известно лишь, что некоторыми нефтяными гигантами рассматривались и рассматриваются планы поглощения резко ослабевшей английской компании. В качестве потенциальных «поглотителей» назывались разные компании, но чаше всего американские «Экссон-Мобил» и «Шеврон» и англо-голландская «Ройял Датч Шелл». Совсем не исключаю такого сценария событий: «Экссон-Мобил» «поедает» «Бритиш Петролеум», а затем через «Бритиш Петролеум» как через «троянского коня» американская компания въезжает в «Роснефть». Подобная серия операций может сопровождаться сменой вывесок: «Бритиш Петролеум» становится «Экссон-Мобил», а через некоторые время «Роснефть» может также получить звучный бренд «Экссон-Мобил». Впрочем, это не принципиально. Вывески, чтобы не травмировать граждан Великобритании и России, на первых порах могут остаться прежними. У населения будет сохраняться иллюзия «status quo».
4. О причинах форсированной приватизации.
Почему наши власти форсируют приватизацию «Роснефти»? У нас ведь в казне даже денежный излишек. «Избыточные» деньги прячут в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. В общей сложности свыше 5 триллионов рублей (по данным Минфина, по состоянию на 01.02.2013 в первом из них - 2,6 трлн. руб., во втором - 2,7 трлн. руб.). Так что причины отнюдь не фискального характера.
Думаю, что в первую очередь действуют причины внешнего геополитического и геоэкономического порядка. На российские власти давит мировая олигархия, которая действует по принципу «куй железо, пока горячо». Ведь завтра может начаться финансовый кризис, обвал доллара, произойдет смена руководства и к власти придет российский «Чавес», в стране начнется демонтаж «пятой колонны» и т.д.
К этому добавляются причины конъюнктурно-экономического характера. «Роснефть» стоит сегодня до смешного мало. Рыночная цена компании не только не растет, но неуклонно снижается. Давайте обратимся к цифрам. В конце декабря 2012 года капитализация Роснефти составляла 2.856.209 млн. руб. По состоянию на 5 апреля 2013 г. этот показатель равнялся 2.442.456 млн. руб. Получается, что «Роснефть» с начала года и после разрекламированной «сделки века» потеряла (за каких-то три месяца) 413 млрд. руб. (15% по сравнению с уровнем конца 2012 года). Это самые большие потери среди ведущих российских компаний, акции которых котируются на фондовом рынке. Например, у «Лукойла» рыночная капитализация также «просела», но всего на 3,6%.
В валютном эквиваленте рыночная капитализация «Роснефти» (при курсе 1 долл. = 31,6 руб.) на начало текущего месяца составила 77,27 млрд. долл. А руководитель «Роснефти» Игорь Сечин обещал нам какой-то «синергетический эффект» от «сделки века». Он говорил: пройдет «сделка века» и рыночная капитализация «обновленной» «Роснефти» сразу же поднимется до 100 млрд. долл. (против 66 млрд. долл. в середине 2012 г.). Уже прочили, что «Роснефть» обойдет «Газпром» по капитализации и станет в России компанией №1. Но, несмотря на многочисленные проблемы, возникшие у «Газпрома» он на начало апреля стоил 97,64 млрд. долл., т.е. на 20 млрд. долл. дороже «Роснефти».
Обещанный Сечиным «синергетический эффект» налицо, но со знаком минус. Американская «Экссон-Мобил» с примерно такими же объемами добычи сырой нефти имеет рыночную капитализацию свыше 400 млрд. долл. Т.е. разрыв в уровнях капитализации «Роснефти» и «Экссон-Мобил» составляет 5,2 раза. Кстати, разрыв в чистой прибыли (по прошлому году) является всего двукратным. А запасы нефти американской «Экссон-Мобил» оцениваются в 25 млрд. баррелей, что на 1/3 меньше, чем у обновленной «Роснефти». Даже американская компания «Кока-Кола», которая занимается не добычей «черного золота», а распространением по всему миру отравы в бутылках, имела на начало апреля с.г. капитализацию 180,7 млрд. долл. А компания Google, которая занята производством виртуальных информационных «продуктов», опережала нашего нефтяного гиганта по рыночной капитализации в 3,4 раза (262 млрд. долл.).
«Роснефть» отягощена долгами, которые возникли в результате привлечения банковских и других кредитов и займов, которые понадобились для того, чтобы выкупить активы ТНК-ВР. На сегодняшний день чистая задолженность «Роснефти» вышла на уровень 70 млрд. долл. По относительным показателям чистой задолженности (к продажам, прибыли, рыночной капитализации) «Роснефть» сегодня «вне конкуренции» в группе ведущих нефтяных компаний России и мира. Строго говоря, это компания с явными признаками банкрота. Поэтому рейтинговые агентства Фитч и Мудиз понизили прогнозные рейтинги «Роснефти» после совершения сделки. Правда, рейтинговое агентство S&P на днях несколько повысило рейтинг «Роснефти». Но не потому, что оптимистично оценивает финансово-экономическое положение нефтяного «колосса на глиняных ногах». А потому, что агентство исходит из уверенности, что этому «колоссу» и банкроту окажет помощь наше государство (видимо, у агентства есть свои источники инсайдерской информации в правительстве). Как бы там ни было, но «Роснефть» сегодня до неприличия дешева.
Кстати, она может стать еще дешевле. По той причине, что у «Роснефти» появилась такая неприятность, как миноритарные акционеры ТНК-ВР, которые в ходе «сделки века» были напрочь забыты и не получили компенсации за свои акции (примерно 5% акционерного капитала ТНК-ВР). Говоря попросту, их «кинули». Ни «Роснефть», ни «Бритиш Петролеум», ни бывшие российские акционеры ТНК-ВР не собираются решать проблемы миноритариев. «Цена» их требований - в диапазоне от 1 до 2 млрд. долл. но никто не готов раскошеливаться. Скандал пока тлеет, но при желании его можно раздуть, сделать «Роснефть» «крайней» в этой истории и начать еще больше понижать кредитный и инвестиционный рейтинги нашего нефтяного «колосса». Есть подозрение, что именно так и будет.
Косвенно на позициях «Роснефти» может отразится и то обстоятельство, что у ее акционера «Бритиш петролеум» начинается новая серия неприятностей, связанных с техногенной катастрофой в Мексиканском заливе, произошедшей ровно три года назад. Власти штатов Луизиана и Флорида на протяжении длительного времени пытались во внесудебном порядке решить с ВР вопросы о компенсациях за причиненный экологический ущерб. Однако компания упорно отказывалась от любых вариантов возмещения. В апреле с.г. власти указанных штатов, исчерпав своей терпение, подали исковые заявления с суд с требованиями выплат миллиардных компенсаций. Так что рейтинг ВР как «стратегического партнера» «Роснефти» также пошел вниз.
5. О планах «финальной» приватизации «Роснефти».
А уж когда иностранные партнеры и инвесторы «Роснефти» благодаря «сотрудничеству» с нашим нефтяным «колоссом» получат вожделенные лицензии на разведку нефтегазовых участков морского шельфа, можно будет приступать к финальной фазе операции под кодовым названием «приватизация Роснефти». Лицензионные соглашения будут необходимыми гарантиями того, что иностранные компании в случае открытия новых месторождений получат приоритетное право на их разработку. Государственная «Роснефть» им будет уже не нужна, иностранцы быстро и эффективно расхватают оставшиеся 50% капитала плюс одна акция. Кстати, что такое 50% капитала «Роснефти» по ценам акций на апрель сего года? Это 1.221 млрд. рублей. Именно за такую примерно цену иностранные инвесторы рассчитывают выкупить у нас «Роснефть», несущую «золотые яйца». Напомню, что в 2011 году «Роснефть» дала в бюджет 1.374 млрд. руб. (в виде налогов на прибыль, добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин). То есть финальная 50-процентная приватизация даст нашему бюджету меньше денег, чем регулярные налоги компании лишь один за год. Разве такую операцию нельзя назвать разграблением национального достояния России? После завершения такой операции можно будет поменять и название компании: вместо «Роснефти» появится вывеска «Экссон-Мобил», «Бритиш Петролеум» или «Ройял Датч Шелл». Именно таким будет сценарий развития событий, если мы будем наблюдать за событиями вокруг «Роснефти» через «розовые очки» аутистического мышления. Что делать? Для начала предлагаю взглянуть на историю «Роснефти» с позиций «капиталистического реализма».
Валентин Юрьевич Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
2. Re: О метаморфозах «Роснефти»
1. караул, грабят. в который раз...