Несмотря на то, что это событие оказалось незамеченным средствами массовой информации, оно в высшей степени значимое и знаковое. К сожалению, символика Пискаревского мемориального кладбища долгое время была достаточно дистанцирована от Христианства. Несомненно, вечный огонь напоминает огонек лампады. Конечно, образ Родины-Матери может ассоциативно связываться с образом Пресвятой Богородицы, но эти связи очень и очень далеки от Православия. Теперь же явился тот символ, который наиболее ясно и точно говорит о сущности войны и блокады как о русском кресте.
В связи с этим вспоминаются бессмертные строки Ольги Федоровны Берггольц из стихотворения «Ленинградская осень»:
Вот женщина стоит с доской в объятьях;
угрюмо сомкнуты ее уста,
доска в гвоздях – как будто часть распятья,
большой обломок русского креста.
Если говорить о том понимании блокады, которое было у многих и многих ленинградцев и в том числе у ленинградских поэтов, то это крещение. Крещение огнём, снегом, голодом и кровью. Не случайно, та же Ольга Берггольц пишет:
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют – Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
За блокадой незримо стоит Образ Христа, Распятого и Воскресшего. И опять вспоминаются строки из стихотворения Ольги Берггольц:
И каждый, защищавший Ленинград,
вложивший руку в пламенные раны.
Не просто горожанин, а солдат,
по мужеству подобный ветерану.
Если мы вспомним Евангелие, то Апостол Фома вкладывает руку в огненное ребро Вседержителя и пламенные раны Христа, горящие Божественным огнем, сопоставляются с ранами города Святого Петра. Ранами, кровью и страданиями его защитников. То, что только подразумевалось, что только мыслилось, сейчас со всей очевидностью явлено на Пискаревском мемориальном кладбище, на Голгофе Санкт-Петербурга. Поэтому низкий поклон тем, кто смог это совершить, смог добиться установки Креста, тем, кто молился при освящении, и в особенности тем участникам и блокадникам войны, которые придут 9 мая и поклонятся перед этим Крестом.
Диакон Владимир Василик, богослов, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
1. Re: «Это событие оказалось незамеченным средствами массовой информации»