Дезинформационный заряд критики. Хотелось бы, не вдаваясь в долгие дискуссии, ответить автору публикации «Довольно пугать народ!» (16.04.2013) Тем более, что статью прочитало большое количество людей. Напомню, что публикация Д.Терехова была задумана как критический разбор моей статьи «Сделка века, или Операция по захвату нефтяных богатств России» (29.03.2013). Критика - нормальный процесс продвижения к истине. И ее можно только приветствовать. Любой автор может чего-то не увидеть, не учесть, не понять. Разные люди могут по-разному оценивать одно и то же событие, по-разному его интерпретировать, по-разному расставлять акценты. Это нормально и неизбежно. Но есть вещи, о которых не спорят. Например, никто не будет оспаривать, что «2х2=4». Также пока никто не подвергает сомнению истину: «Волга впадает в Каспийское море».
Весь пафос критики Д.Терехов направил против моего тезиса, что «сделка века» была «ассиметричной». Я подчеркнул в своей статье, что английская компания приобрела в результате сделки почти 20% акционерного капитала «Роснефти» и получила в совете директоров нашей компании 2 места (из девяти). А «Роснефть» аналогичного участия в британской компании не получила. Этот факт можно описывать по-разному: «ассиметричная сделка», «не взаимовыгодное сотрудничество», образец «колониальных» отношений и т.п. Сейчас я акцентирую внимание не на оценке сделки, ее интерпретации, описании выгод и потерь России. Я в данном случае говорю об исходной информации, которая касается юридических и финансовых условий сделки. Так вот, автор статьи стал доказывать, что сделка взаимовыгодна и симметрична на том основании двух следующих положений
а) Роснефть получила долю в капитале «Бритиш Петролеум»;
б) Роснефть получила место в совете директоров «Бритиш Петролеум».
Чтобы не быть голословным, приведу лишь один фрагмент статьи Д.Терехова: «Первая подглавка упомянутой статьи Касатонова называется многозначительно: «Образцовая нефтяная сделка или образец колониального сотрудничества». Из содержания конечно следует, что данная сделка - образец колониального сотрудничества. На каком основании? А на том, что якобы «Бритиш петролиум» (сокращённо - ВР) в капитале «Роснефти» участвует, а вот «Роснефть» в капитал ВР не допущен. Между тем, достаточно посмотреть в Интернете состав акционеров ВР, и мы сразу же обнаружим, что напротив, «Роснефть» как раз участвует в составе акционеров ВР и даже тоже является крупнейшим акционером с долей в 5% акций. Вообще, акционеры у ВР в основном миноритарные, точнее говоря, абсолютное их большинство - частные лица, имеющие ничтожные пакеты акций. «Роснефть» - единственный мажоритарный акционер, имеющий значительный пакет акций ВР».
Для усиления этой дезинформации Терехов несколько раз повторяет ее в собственных комментариях к собственной статье. Например, в комментарии 31 он пишет: «Я против профессора Катасонова ничего не имею, но то, что он явно пугает нас жуткой химерой "Бритиш Петролиум" - это несомненно, как Кургинян явно пугал нас ВТО. Что касается информативности, то я уже отметил, что написать, что "Роснефть" не представлена в капитале ВР, это простительно для простого человека, но не простительно для профессора экономики».
А это абсолютно не соответствует реальному положению дел. Сказать, что Д.Терехов этого не знает, что он чего-то не понял, я не могу. По той причине, что указанные положения им придуманы. Этого нет в документах сделки. А даже самая «желтая» пресса не дошла до того, чтобы публиковать такие фантазии. В своей публикации 16.04.2013 Терехов повторил свои фантазии, которые он изложил в статье «Почем нынче место в совете директоров «Бритиш петролеум»?» (04.10.2012). Т.е. фантазии появились на свет еще за несколько месяцев до проведения «сделки века». Обе указанные публикации Д.Терехова можно назвать «ложью», «дезинформацией», «обманом». Кому как нравится.
Документы: истинная картина. Для того, чтобы убедиться в сказанном мною, предлагаю пройтись по годовому отчету ВР за 2012 год. Особый интерес для нас представляет страница 157, где представлен раздел «Главные акционеры». Ряд нормативных документов, таких как английский закон о компаниях (Companies Act 2006), правила о раскрытии информации Службы финансового надзора Великобритании (UK Financial Services Authority`s Disclosure and Transparency Rules - DRT), американский закон об обращении ценных бумаг (US Securities Exchange Act of 1934) определяют порядок и формы предоставления корпорацией «Бритиш петролеум» информации об акционерном капитале и ее акционерах. Все акции корпорации делятся на обычные акции (ordinary shares) и привилегированные акции (preference shares). На первые приходилось 99,56%, на вторые - 0,44% всего акционерного капитала корпорации (не считая акций, которые находятся в ее казначействе). Большое количество держателей акций корпорации - американские юридические и физические лица, которые владеют этими акциями не напрямую, а через Американские депозитарные акции (American depository shares). Посредником в такой схеме выступает известный банк Уолл-стрит JP Morgan Chase Bank. Он представляет американских инвесторов и владеет 26,9% обычных акций корпорации (31.02.2012). По состоянию на 19.02.2013 доля указанного банка в общем объеме обычных (голосующих) акций составила 27,1%.
На 31 декабря 2012 г. наибольшее количество акций приходилось на следующих инвесторов (% от общего количества голосующих акций): Black Rock, Inc. - 5,43; The Capital Group Companies, Inc. - 3,76; Legal & General Group plc - 3,75. Каждая из перечисленных корпораций - гиганты мирового масштаба. Например, Black Rock, Inc. - международная компания, которая считается ведущей в сфере управления инвестициями и активами. По состоянию на 30.09.2012 под ее управлением находились активы, равные 3,67 трлн. долл. За Black Rock, Inc. стоят такие банки, как Barclays, Wells Fargo и другие гиганты Уолл-стрит и Лондонского Сити.
По состоянию на 19 февраля 2013 г. (самые последние данные) доли указанных инвесторов были равны соответственно 5,39; 3,88; 3,82%. В совокупности на указанных трех акционеров приходится 13,09% голосующих акций. Таким образом, эти три акционера вместе с банком JP Morgan Chase Bank владели по состоянию на 19.02.2013 более 40% всех голосующих акций корпорации. К сожалению, в наших СМИ пишут, что Бритиш Петролеум имеет миллионы акционеров, что это образчик «народного капитализма», что там нет главных, все равны. Отчет Бритиш Петролеум рассеивает эту иллюзию. Корпорацией управляет очень узкая группа людей, за которыми стоят банки Уолл-стрит и Лондонского Сити. Никаких намеков в отчете на присутствие в акционерном капитале «Бритиш Петролеум» нашей «Роснефти» или иных юридических и физических лиц РФ нет.
Интересно познакомиться с управлением «Бритиш Петролеум». Прежде всего, - с советом директоров. Там, согласно отчету, 15 человек, включая председателя. Ядро совета - пять человек, остальные 10 имеют ранг «non-executive directors». На втором месте по значимости стоит известный нам Роберт Дадли (Robert Dudely), имеющий высокий титул «Group Chief Executive». Напомним, что в совете директоров Роснефти он также «самый равный среди равных». Он удостоился ранга «представителя Российской Федерации» в совете директоров нашей нефтяной компании. С моей точки зрения, это примерно то же самое, что назначить премьер-министром Российской Федерации Хилари Клинтон или Джорджа Буша. Но речь сейчас не об этом. В совете директоров ВБ мы не обнаружили никаких следов присутствия людей из Роснефти или из России. Может быть, кто-то из перечисленных в отчете 15 членов выполняет роль «Штирлица»? Но тогда об этом вслух говорить нельзя. Это - военная тайна.
Для дополнительной проверки можно также познакомиться с сайтом «Роснефти». Там информация регулярно обновляется, в том числе с учетом проведенной в марте «сделки века». Никаких намеков на присутствие «Роснефти» в «Бритиш петролеум» там, естественно, также нет.
Истоки мифа. Я догадываюсь, откуда у Терехова появился апокриф под названием «Роснефть приобретает Бритиш петролеум». Речь идет о событиях более чем двухгодовой давности. В январе 2011 года BP и российская государственная нефтяная компания «Роснефть» сообщили о создании совместного предприятия, которое должно было заняться разработкой шельфовых нефтегазовых месторождений Карского моря (предполагалось, что «Роснефти» в нём будет принадлежать 66,67 %, BP - 33,33 %). Также компании заявили о планах по обмену акциями (российская компания получит 5 % обычных голосующих акций в BP, а британская - 9,5 % акций «Роснефти»).
26 января 2011 года BP и «Роснефть» подписали в Давосе рамочное соглашение о стратегическом партнерстве. Российские совладельцы ТНК-BP (в ней 50% принадлежало BP, а ещё 50% - консорциуму ААР, включающему «Альфа-групп», Access Industries и «Ренову») подвергли критике сделку BP с «Роснефтью», указав на то, что по условиям соглашения с BP, британская компания должна была не оставлять акции «Роснефти» у себя, а предложить их ТНК-BP. Глава BP объяснил данное отклонение от соглашения тем обстоятельством, что новый альянс нацелен на разработку подводных месторождений, тогда как ТНК-BP развивает преимущественно добычу нефти на суше. Позднее российские акционеры ТНК-BP обратились в Лондонский суд с иском о приостановлении сделки между BP и «Роснефтью». 31 января 2011 года в знак протеста против сделки российский акционер ТНК-BP принял решение заблокировать выплату дивидендов в размере 1,8 млрд. долл. 24 марта 2011 года стокгольмский арбитраж вынес решение о запрете сделки BP и «Роснефти». В течение весны 2011 года BP, «Роснефть» и российские акционеры ТНК- BP пытались найти компромисс по видоизменению объявленного соглашения, но 17 мая 2011 года стало известно, что сделка окончательно сорвана. Таким образом, история выстраивания более или менее симметричных отношений между Роснефтью и Бритиш петролеум была крайне короткой: всего 4 месяца и закончилась два года назад. Все российские и мировые СМИ подробно отслеживали все перипетии тогдашнего любовного флирта двух компаний, который ничем не закончился.
Напомню, что в начале 2011 года у «Бритиш петролеум» был крайне тяжелый момент, когда она действительно готова была идти на любые условия и даже впустить к себе «Роснефть». После техногенной катастрофы на платформе ВР в Мексиканском заливе, которая началась 22 апреля 2010 года, «Бритиш петролеум» находилась на грани банкротства. В то время она готова была «отдаться» кому угодно. В том числе она вела переговоры о привлечении «стратегических инвестиций» с арабскими шейхами и суверенными фондами ряда стран. Рассматривался также вариант привлечения американской «Экссон Мобил» и англо-голландской «Шелл». В начале 2013 году проблемы у ВР в связи с катастрофой в Мексиканском заливе оставались, но их острота убавилась. В 2011-2012 гг. наметился рост рыночной капитализации английской компании. Поэтому в ходе переговоров о продаже ТНК-ВР английская сторона уже не предлагала «Роснефти» участие в своем капитале и совете директоров, а российская сторона об этом также не заикалась (если судить по открытым источникам информации).
Вот так рождаются мифы и апокрифы. Чьи-то нереализованные планы, проекты, заявления незаметно трансформируются в сознании людей в нечто реальное, в некую «объективность», «данную им в ощущениях». А на основе таких «ощущений» делаются весьма сомнительные, но далеко идущие выводы. Поэтому обращаюсь к автору публикации от 16.04.2013, используя его же оборот речи: «Довольно обманывать народ!» Думаю, что к теме «Роснефти» нам еще придется не раз возвращаться. Потому что, используя «Роснефть» в качестве своеобразного «троянского коня», мировая олигархия будет продолжать борьбу за контроль над нефтяными богатствами России. Неизбежно будут появляться публикации, камуфлирующие истинный драматизм этой борьбы. Даже ценой откровенной дезинформации.
Валентин Юрьевич Катасонов, профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
13. гл. 26. Карл Маркс, Ротшильды и механизмы долгового ограбления народа
12. Re: Довольно обманывать народ! Еще раз о «сделке века»
11. Re: Довольно обманывать народ! Еще раз о «сделке века»
10. Ответ на 2., lexa:
9. Ответ на 6., РоманС:
8. Re: Довольно обманывать народ! Еще раз о «сделке века»
7. Ответ на 6., РоманС:
6. Re: Довольно обманывать народ! Еще раз о «сделке века»
5. Ответ на 4., Former:
4. Ответ на 2., lexa: