«Агнец Божий, вземляй грех мира»

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Пассии (Евангелие от Луки)

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
889
Время на чтение 5 минут
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Почему этот суд, завершившийся осуждением на смерть две тысячи лет назад, по-прежнему стоит в центре жизни человечества? Разве не было за это время бесчисленное множество подобных судов, столь же зрелищных — вплоть до наших дней, — вопиющая несправедливость которых должна бы нас взволновать не менее чем тот суд, происходивший в Иерусалиме во время Пасхи? Тем не менее, вся жестокость лагерей смерти и архипелагов ГУЛАГ не так занимают наше сознание, как казнь этого Невинного, даже несмотря на то, что Бог воскресил Его из мертвых, навсегда утвердив Его победу. Святые отцы размышляют о библейском «козле отпущения», на которого человечество возложило всю свою вину, в то время как Агнец Божий Сам взял ее всю на Себя.

Но почему, говорят неверующие, это предание смерти Христа должно быть решающим событием истории мира и наступлением конца времен? Людям свойственно возлагать свою вину на многих невинных «козлов отпущения» — почему этот единственный Носитель наших грехов может принести существенные перемены для всего мира?

Для верующего ответ прост. Решающее значение имеет не то, что нам дается возможность еще раз освободиться от нашей вины. Понятно, что никто не хочет брать на себя ответственность. Пилат умывает руки и объявляет себя невиновным в крови Праведника Сего. Иудеи прикрываются своим законом, предписывающим им осуждать за хулу на Бога — они руководствуются благочестием и страхом Божиим. Даже Иуда раскаивается в том, что он соделал и возвращает «деньги крови», и поскольку их не принимают, бросает их к ногам первосвященников. Никто не хочет быть ответственным за произошедшее. Но именно этим желанием снять с себя вину все свидетельствуют, что имеют отношение к смерти Праведника.

В конце концов, важно не то, что делают люди. Важно, что находится Тот, Кто хочет взять на Себя их грех. Никто другой не мог бы этого сделать. Именно ради этой способности Сын Божий стал человеком. Ради того, чтобы жить, устремляясь к часу, который ждет Его в конце жизни, к страшному крещению, которым, как Он говорит, Он должен креститься. К часу, когда не только внешне Он будет влеком от суда к суду, когда не только Его тело будет раздираемо бичеванием и пригвождаемо ко Кресту, но когда все происходящее войдет в глубины Его души, Его духа, в самые Его сокровенные отношения с Богом Отцом, и наполнит ужасом богооставленности, как совершенно чужого, смертельно отравленного, лишенного всякого доступа к Источнику жизни. Именно среди этой тьмы, в этой предельной оставленности Богом восклицает Он в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Чаша, смысл которой хорошо понятен в Ветхом Завете — чаша гнева Божия, которую грешники должны испить до края, как это неоднократно было с неверным Иерусалимом или враждебными ему языческими народами. В этом же ужасе духовной тьмы Господь испускает вопль на Кресте, вопрошая, почему Бог оставил Его. Испускающий вопль знает только, что Он оставлен. Но среди этого мрака Он уже не может знать, почему. Он не должен этого знать, ибо одна только мысль, что Он берет на Себя мрак других, была бы облегчением, лучом света. Но и этого не дано Ему сейчас, ибо Он действует в абсолютной реальности того, что на самом деле представляет собой отпавший от Бога мир, чтобы восстановить отношения между Богом и виновным миром. Тот, Кто в небывалой скорби проходит через эту ночь, — абсолютно Невинный, ибо ни в каком другом случае невозможно было бы перенести такие страдания за других. Какой человек — обыкновенный или самый исключительный — мог бы иметь в себе достаточно чистоты, чтобы взять на себя грех мира? Такое мог иметь только один — Тот, Кто превечно лицом к лицу с Богом Отцом, — Сын, Который есть Бог, даже если Он человек. Это неисследимая тайна Пресвятой Троицы, Которая раскрывается в полноте именно на Кресте. Сын Божий, воспринявший грех мира, приносит Себя Богу Отцу, и взаимная любовь Отца и Сына и Святого Духа не подвергается изменениям. Грех уничтожен огнем этой любви, ибо «Бог есть огнь поядающий», говорит Писание, — Он не терпит в Себе ничего нечистого, но попаляет его.

Распятый Христос заступает за нас место нашего удаления от Бога и нашей тьмы. Он страдает несравненно глубже, чем может вынести просто человек, даже осужденный быть удаленным от Бога. Ибо никто не знает Отца, кроме Сына. И только Сын Божий знает, что значит быть лишенным Его, потеряв Его навсегда. Страдания Христа ни в каком смысле не могут быть названы адскими муками, ибо во Христе нет никакой ненависти, но только страдания, более глубокие, чем те, что простой человек мог бы вынести после своей смерти. Точно так же ни в каком смысле мы не можем сказать, что Отец «наказывает» Сына, ибо дело, которое совершается Отцом, Сыном и Святым Духом, есть самая чистая, совершеннейшая любовь. Потому оно может совершиться только в самой подлинной свободе Сыном, также как Отцом и Святым Духом. Любовь Божия имеет такое непостижимое богатство, что может принять этот вид тьмы любовью к нашему темному миру.

А мы — что можем сделать мы? «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» — как если бы неодушевленная природа видела, что здесь решается участь всего творения, как если бы она была причастна мраку, охватившему душу Христа. Нам не нужно поступать подобно ей — мы и без этого достаточно темны. В темном мире, окружающем нас, было бы довольно, если бы мы тверже держались нашей веры и свято хранили истину, что именно мраку Голгофы мы обязаны всем этим внутренним светом, всей этой радостью и этой уверенностью, всем этим доверием жизни, которые дает нам Церковь, и никогда не забывали благодарить за это Бога.

В этом даре благодати мы могли бы также смиренно выразить нашу просьбу, чтобы, если позволит Бог, и нам дано было, хотя бы в самой малой степени, участвовать в Крестных Страданиях Христа, в том ужасе и внутренней тьме, которые пережил Господь. Он Сам говорит, что это возможно, когда заповедует нам нести каждый день свой крест. И апостол Павел говорит, что ему должно претерпеть то, что Христос оставил для него и для всех христиан. Когда наша жизнь становится трудной и кажется тупиком, мы должны исполняться доверием Богу, потому что и эта тьма может быть включена в великую тьму Искупления, через которую проступает свет Пасхи. И когда то, что требуется от нас, кажется слишком тяжелым, когда страдания становятся невыносимыми, и путь, данный нам, кажется почти бессмысленным, нам надо увидеть, что через все это мы становимся ближе к Человеку, распятому на месте Лобном, потому что Он пережил то же самое ради нас, предваряя происходящее с нами непостижимым напряжением сил. Мы не можем требовать, чтобы то, что могло показаться нам бессмысленным, немедленно обретало смысл, дающий нашим сердцам покой. Мы можем только хранить молчание, как распятый Господь, ничего не видя перед темной бездной смерти. За пределами этой бездны нас ждет то, что мы не можем видеть сейчас, во что иногда даже не смеем поверить, — иная бездна, бездна света, где все страдания мира поглощены, где открывается новая жизнь от всегда открытого прободенного ребра Божия. Нам только будет позволено вместе с апостолом Фомой вложить нашу руку в эту рану и всем своим существом ощутить, что любовь Божия превосходит всякую человеческую мысль, и молиться вместе с апостолом: «Господь мой и Бог мой!» всегда, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Агнец Божий, вземляй грех мира»

...все происходящее войдет в глубины Его души, Его духа, в самые Его сокровенные отношения с Богом Отцом, и наполнит ужасом богооставленности... Именно среди этой тьмы, в этой предельной оставленности Богом восклицает Он... В этом же ужасе духовной тьмы Господь испускает вопль на Кресте, вопрошая, почему Бог оставил Его. Испускающий вопль знает только, что Он оставлен. «Спаситель, возглашая: Боже Мой! Боже Мой для чего ты меня оставил? - говорит это от нашего лица, ибо Он принял на Себя образ раба, и как об этом пишет Исайя: Сей грехи наши носит, и о нас болезнует. Поэтому не о Себе Он скорбит, а о нас: не Сам Он оставлен Богом, но оставлены им мы, и ради нас, оставленных, Он пришел в мир» (свт. Афанасий Великий О воплощении Бога Слова). «Такое же, кажется мне, значение имеют слова: Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя ecu (Пс. 21, 1)? Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания, и потому сокрылось от страждущего (кто принудил Его, или в начале родиться на земле или взойти на крест?); но (как говорил уже я) в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного» (свт. Григорий Богослов Слово 30-е, о богословии третье, о Боге-Сыне второе). «Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил (Мф. 27, 46), — Христос изрек как усвоивший Себе наше лице. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставлял Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лице» (преп. Иоанн Дамаскин ТИПВ 3,24). «Должно еще знать, что усвоение бывает двоякое: одно – естественное и существенное, а другое – личное и относительное. Естественное и существенное – то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, – усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами» (преп. Иоанн Дамаскин ТИПВ 3,25). «Пророческое изречение Господь произносит по-еврейски, показывая, что Он до последнего дыхания чтит еврейское. Почто Мя оставил еси? — говорит Он от лица человеческого естества как бы так: почто Ты, Боже, оставил меня — человека, чтобы я имел нужду в распятии за меня Бога? Ибо оставлены были мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом. Послушай, что Сам Он говорит: "несмь един, яко Отец со Мною есть" (Иоан. 16, 32)» (блж. Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Марка).
vlad7 / 16.04.2013, 01:12

1. Претерпевший до конца спасен будет!

"Когда наша жизнь становится трудной и кажется тупиком, мы должны исполняться доверием Богу, потому что и эта тьма может быть включена в великую тьму Искупления, через которую проступает свет Пасхи.

Низкий поклон отцу Александру за стояние в Вере и духовную поддержку "малого стада". "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится..."(Пс.90)
Ёжик / 15.04.2013, 14:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Страшен грех, но научить другого греху — несравненно хуже
Евангелие понедельника (Мк, 42 зач., 9, 42—10, 1)
30.12.2024
Как я попал сюда?
Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец
28.12.2024
Не садись на первое место
Евангелие субботы (Лк, 74 зач., 14, 1—11)
28.12.2024
Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие
Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41)
27.12.2024
Искушение учеников Христовых всех времен
Евангелие четверга (Мк, 39 зач., 9, 10—16)
26.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22