Внутренний протестантизм Кончаловского

Протоиерей Геннадий Беловолов анализирует статью режиссера «В какого бога верит русский человек»

0
2343
Время на чтение 4 минуты
На сайте официального правительственного издания «Российская газета» появилась статья известного режиссера Андрея Кончаловского «В какого бога верит русский человек. Мысли выдающегося режиссера о месте религиозной идеи в жизни России». Основные положения публикации анализирует в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.

«Все те недостатки, которые выразил, по его собственному мнению, Андрей Сергеевич Кончаловский, все озвученные им пункты, являются нашим достоянием и сокровищем, незыблемыми достоинствами Православия, а его умозаключение о том, что Православие вовремя не перестроилось, для нас является свидетельством идентичности нашей святой веры вере Древних отцов и верности Христианским традициям. В религиозной жизни важно сохранение традиции, ибо каждое поколение не может вновь открывать Бога и заключать с ним Завет. Он был заключен ещё в ветхозаветные времена. Наш народ в крещении вступил в Новый Завет со Христом. Нам необходимо сохранить этот союз. И поэтому мы должны сказать: «Слава Богу, что Православие не меняется каждый раз в соответствии с веянием времени или под влиянием линии партии».

Определенно странно слышать о ценности Православия через призму экономического состояния страны. Видимо, уважаемому режиссёру не хватает исторического кругозора, ведь ветхозаветный Израиль также не был развитой страной мира. Католические и протестантские страны совершили рывок отнюдь не благодаря Христианству, а из-за отказа от него, из-за отвержения его морально-нравственных ценностей. И если взять в пример, Российскую империю, которая была во многих позициях первенствующей или в одном ряду с развитыми странами, у нас по многим позициям было преимущество перед Европой. По крайнее мере железную дорогу мы ввели практически через 10-15 лет после Европы.

А теперь обратим свой взор на тезис Кончаловского, который говорит о том, что Православие не научает человека мыслить, а только обязывает исполнять внешние обряды. Здесь нужно отметить, что Русь приняла Святое Крещение в те времена, когда завершилась эпоха Вселенских Соборов, эпоха догматических споров. В масштабах вселенского Православия не было найдено существенного повода для богословствования. Но оно и не стояло на месте, развивалось. Вклад русского Православия был колоссальный. Автор удивляет тем, что не упоминает дорогих для сердца наших имен: ни святого отца Иоанна Кронштадтского, ни святителей Феофана Затворника, ни Игнатия (Брянчанинова), ни преподобного Серафима Саровского, которого все читают и переводят, ни, близкого нам Силуана Афонского о котором известно в необъятном Православном мире.

протоиерей Геннадий БеловоловНаш Русский народ и Святая Церковь неустанно стремились к жизни по Евангелию, а не к богословствованию. Летопись русского Православия - это история жизни во Христе. Наш народ воплотил Святое Евангелие в личном благочестии, в его истории, в его личных событиях. Фёдор Михайлович Достоевский и теперь актуально отвечает Кончаловскому, произнося: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? - Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего!».

Было создано уникальное явление - Святая Русь, страна, жившая на идеалах святости. В истории человечества нет такой концентрации святости, как в нашем народе. В этом смысле нравственный, духовно-молитвенный уровень Запада разительно контрастирует с Россией, и приходиться удивляться, что этого не замечает наш новый философ Кончаловский. Ведь Господь призывает не к богословствованию, а к следованию за Ним и жизни по Его заповедям. Апостол прямо пишет, что вера без дел мертва, и в этом смысле мы можем, смело говорить, что русское Православие явило живую веру. А что касается обвинения русского Православия в язычестве, то наша Русская Церковь проявила настолько глубокую, тонкую креативность по отношению к традиции народа, что я поражаюсь, как органично древние традиции, которые автор называет языческими, были воцерковлены, освящены и стали плоть от плоти, частью русского Православия.

Наша Церковь, которую часто обвиняли в гонениях на язычество, как раз наоборот, очень творчески переосмыслила древние славянские традиции, наполнив их новым содержанием. Именно в этом кроется причина, что Православие было принято без революций и потрясений. Оно воспринимается нами как наша природная вера, как часть нашего национального менталитета. В нашем сознании русский и православный человек слились в единое неразделимое понятие. В нашем образе русский человек не может не быть православным. Православность - это составляющая нашей сущности, нашей русскости.

В пору поставить вопрос о феномене нового ревизионизма по отношению к Церкви, который на площадном уровне проявляется в выходки одной кощунственной группы, а в философской стезе - в таких рациональных ревизиях собственной традиции. Невольно вспоминаются предшественники Кончаловского, такие космополиты-перебежчики с русского берега на иной, как Чаадаев, Герцен, Огарев, подводившие Россию к катастрофе 1917 года. Кончаловский попадает именно в волну внутреннего протестантизма по отношению к своей традиции, её истории и народа. Как следствие - отчуждение и взгляд стороннего человека, что обозначил Кончаловский со стороны Запада, извне, видимо, выглядит так, но изнутри всё совершенно иначе.

Тот феномен, который обнаруживается и в самом Кончаловском, явление отчужденности той интеллигенции, которая называет себя русской, считая себя представительницей её традиции, её народа, на самом деле представляет совершенно иную культуру. Это не его вина и не его беда, а по сути, катастрофа, которая уже однажды нас завела в тупик. Если она продолжит развиваться в политическом плане, то мы в очередной раз наступим на те же самые грабли, на которые наступили в XX веке. Не знаю, что нам нужно ещё пережить, какие катастрофы должны нас посетить и потрясения потрясти, чтобы понять, что мы русские, с нами Бог?! Мы должны ценить, то, что у нас есть, а не подвергать сомнению 1000-летнию история русского Православия на нашей земле. У нас нет другой истории, у нас нет другого народа и другой веры. Но если мы хотим из нашего народа сделать что-то другое, то, наверно, опыты Кончаловского имеют какой-то смысл».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 18., Корхов Юрий:

1. первый фуникулер появился в монастыре. 2. вскоре наступит время "собирания камней".-----------------------------------------------------------------------------1. Научно-технический прогресс (революция) это не "Левша, блоху подковавший". В истории таких умельцев было достаточно в разных странах.Современный НТП - это массовый процесс, основанный на венчурном инновационном бизнесе. Православие противоречит такому процессу, не сдерживаемому никакими преградами - без благословения Батюшки не можно., а то они скоро башку будут пересаживать от человека к свинье и обратно (любопытно видите ли). Однако само инновационное дело непоседливых индивидуумов (хоть в одиночку, хоть в компании), конечно, существует/будет существовать и в рамках Православной цивилизации (ПЦ). ПЦ не способна тягаться в скорости и массовости НТП Протестантской секулярной среды хозяйствования(Евроатлантическая цивилизация)-------------------------------------------------------------------------------2. Эти мечты о ЧУДЕ "собирания камней" частенько встречается у нашего брата и не только на просторах РНЛ.Реально такие процессы (собирания/сложения) имеют четко означенную фигуру фокусирующего лидера-собирателя. Степанов всё зовёт, манит Володеньку: "Приди, володей и поведи нас в страну святой правды и справедливости, мы уже соскучились без пастуха нашего - созрели, ждём ...". А Володенька и ухом не ведёт - его свои шептуны и ночные кукушки окружают/окучивают.

Чудо собирания камней уже началось. В независимости от того, видите ли Вы его или нет.
Адвокат / 17.04.2013, 16:35

20. Ответ на 5., Анатолий Пронин:

И хотя, в подавляющем большинстве народ не знает об этом историческом событии

А надо знать обязательно! http://goo.gl/VvMBm http://file-rf.ru/analitics/823
Антоний / 17.04.2013, 12:39

19. Ответ на 16., Алекс:

1. первый фуникулер появился в монастыре. 2. вскоре наступит время "собирания камней".

----------------------------------------------------------------------------- 1. Научно-технический прогресс (революция) это не "Левша, блоху подковавший". В истории таких умельцев было достаточно в разных странах. Современный НТП - это массовый процесс, основанный на венчурном инновационном бизнесе. Православие противоречит такому процессу, не сдерживаемому никакими преградами - без благословения Батюшки не можно., а то они скоро башку будут пересаживать от человека к свинье и обратно (любопытно видите ли). Однако само инновационное дело непоседливых индивидуумов (хоть в одиночку, хоть в компании), конечно, существует/будет существовать и в рамках Православной цивилизации (ПЦ). ПЦ не способна тягаться в скорости и массовости НТП Протестантской секулярной среды хозяйствования(Евроатлантическая цивилизация) ------------------------------------------------------------------------------- 2. Эти мечты о ЧУДЕ "собирания камней" частенько встречается у нашего брата и не только на просторах РНЛ. Реально такие процессы (собирания/сложения) имеют четко означенную фигуру фокусирующего лидера-собирателя. Степанов всё зовёт, манит Володеньку: "Приди, володей и поведи нас в страну святой правды и справедливости, мы уже соскучились без пастуха нашего - созрели, ждём ...". А Володенька и ухом не ведёт - его свои шептуны и ночные кукушки окружают/окучивают.
Корхов Юрий / 14.04.2013, 19:33

18. Re: Внутренний протестантизм Кончаловского

НТП и Православие (нравственность бытия как основной Закон Бога) это противоположности (c) Конечно, нет. Селекция, гидроинженерные системы, развитие науки о материалах для строительства и металлургии и десятки других отраслей промышленности и науки - все это никак не противоречит нравственности бытия. Считающие иначе, вероятно, сектанты (вроде свидетелей Иеговы, отказывающихся от уколов и переливания крови).
рудовский / 14.04.2013, 18:29

17. Ответ на 15., Корхов Юрий:

НТП и Православие (нравственность бытия как основной Закон Бога) это противоположности, то есть они (может быть к сожалению, а может быть и к счастию) НЕСОВМЕСТИМЫ!

Вот это Ваше категоричное утверждение о НТП и православии, как минимум спорно. Достаточно вспомнить, что первый фуникулер появился в монастыре. Кроме того, монастырские хозяйства традиционно технологически передовые. Но это всего лишь возражение против конкретной формулировки. В принципе, Ваш посыл четко укладывается в мысль выраженную Антонием в п.2: на основной вопрос философии: "что первично - материя или сознание?" есть только ДВА ответа. Третий вариант ответа - это лукавая попытка совместить богоборчество и несостоятельность атеизма

Кроме того, хотелось бы возразить против Вашего: "Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей." - это, к сожалению, истончающаяся МЕЧТА.Поколения после 1991 года это уже совсем не те люди. Печально, но факт.

. Личный опыт показывает, что в критические моменты эти "совсем не те люди" в массе ведут себя совершенно как "ТЕ" ... те самые. На мой взгляд, это рецидив возрастной болезни (всего народа) "разбрасывания камней" начавшийся не то в 17... 19, не то в начале 20 веков. Если не погибнем окончательно на этом этапе, а обратимся за опытом праотцев, то есть вероятность, что вскоре наступит время "собирания камней". Собственно и пророчества о последнем Русском Царе, которого будет боятся даже антихрист, именно об этом. Что и дает основания для сдержанного оптимизма. И не сложный анализ текущих событий, говорит, что возможно и нам с вами доведется "дожить до этого времени счастливого". П.С. В голливудских страшилках часто повторяют фразу: "мы все умрем!" Есть прекрасный русскийт -православный- ответ на этот протестантский вопль отчаяния: Да! Умрем! Но главный вопрос православного бытия (не путать с протестанстким "бытом") когда и ЗА ЧТО!
Алекс / 14.04.2013, 15:43

16. Пусть молодые выбирают - НТП или нравственность

Всё дело в Научно-техническом прогрессе (НТП). Если НТП - это ГЛАВНОЕ, тогда русские протестанты (начиная с Чаадаева и кончая Кончаловским) правы. Но если главное НРАВСТВЕННОСТЬ и благоприятная/добропорядочная атмосфера общего (социального) жития в России, то русские протестанты это космополиты, то есть фактически НЕРУССКИЕ люди и на Россию (своих предков) им начхать. И таких в России всегда было достаточно. НТП и Православие (нравственность бытия как основной Закон Бога) это противоположности, то есть они (может быть к сожалению, а может быть и к счастию) НЕСОВМЕСТИМЫ! А НТП и Протестантизм (аморалка бытовая, неизбежно вытекающая из Богатства, как ОСНОВНОЙ ценности таких "христиан" ) это 2 сапога пара - они взаимодополнимы. Пока большинство русских по рождению все еще склонны к первенству Православия, а не НТП. Но постепенно (если не состоится ренессанс Русской цивилизации) мы, русские, вырождаемся и скатываемся в объятия Кончаловского. Говорить о том, что мы исторически не такие, как современные европеоиды: "Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей." - это, к сожалению, истончающаяся МЕЧТА. Поколения после 1991 года это уже совсем не те люди. Печально, но факт. Прелесть/искушение безнравственной СВОБОДЫ - страшная сила. А другой эта "свобода" и не бывает. Да, православие признаёт "свободу воли" человека, но это совсем не та СВОБОДА, на которую молятся дедушки "чаадаевы-кончаловские" и их современные внучата в норковых шубках и с белыми гандонами на пиджачках/платишках. Альтернатива проста - или вы за СВОБОДУ (а это неизбежно идущее национальное саморазрушение), или вы против этой сладкой СВОБОДЫ (с её фантастическим НТР и восхитительными гаджетами), то есть "за" СЛУЖЕНИЕ своей ВЕРЕ и НАЦИИ! А с гаджетами можно и не истерить - в чём смысл жизни!?
Корхов Юрий / 14.04.2013, 10:58

15. Ответ на 12., Hyuga:

нас постоянно тысячу раз (преувеличиваю, но это для красного словца) предавали и продавали не иноверцы даже

Хьюга в зеркало смотрел, когда писал. Истинный "патриот" России в пределах Владимиро-Суздальского княжества. Без Кавказа, Сибири и Курильских островов. Эх, ожили бы Хабаров да Ермолов и приказали всыпать плетей таким "патриотам". Конечно, Самозванцем выстрелили в сторону любимой Хьюгой Польши, но я не считаю, что в данном случае нужна такая крайняя мера. Думаю, плетей будет достаточно.

14. Ответ на 12., Hyuga:

Что у Хьюги на уме то Кончаловского на языке. И не корчите из себя фоменкообразного, пошло получается
федя / 13.04.2013, 10:00

13. Re: Внутренний протестантизм Кончаловского

Видимо Кончаловскому доходчиво объяснили, прежде чем претендовать на роль Изяслава Ханукаина, надо показать себя на поприще сахарских-вайскопфов
Алекс / 13.04.2013, 05:49

12. А в чём дело?

А я не понимаю, в чём проблема. Какой нехороший этот Кончаловский, да как он посмел поставить под сомнение сами устои? Но позволительно спросить, а Кончаловский разве для РНЛ свою статью писал? Нет, он писал для «Российской газеты» и для РНЛ вряд ли бы согласился писать, даже если он РНЛ и знает. Существует порядок испрошения разрешения у автора даже на ссылку. Хотя за ссылку я и благодарен, потому что без этой ссылки о статье Кончаловского и не знал бы. Хорошая статья или нет – решать каждому, но статья написана честно (а честным бывает даже и коммунист – но это я не о Кончаловском) и написана не безусым юнцом. Имеет право. Насчёт Москвы с Кончаловским согласен. Люблю я Москву и знаю все её храмы и знаю все места прежних разрушенных коммунистами храмов и никогда не прощу коммунистов за это. Никогда! Но ведь куда уйдёшь от того, что Москва поднялась на крови русской Твери? Что поднялась как послушный холоп Орды, Польша вон не поддалась. И приходишь к страшному выводу, что на протяжение всех тысячи лет нашей истории (чуть больше на самом деле) нас постоянно тысячу раз (преувеличиваю, но это для красного словца) предавали и продавали не иноверцы даже, но предавали как раз те, кто по долгу пред Богом должен был нас сберегать. А имеет ли право «Российская газета» публиковать Кончаловского? Имеет, а мы каждый имеем право соглашаться или нет. В этом не слабость, нет. В этом сила общества – смотреть на проблему спокойно и реагировать обдуманно. Можно сделать вид, что проблемы нет, но от этого проблема сама собой не решится.
Hyuga / 13.04.2013, 05:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
С днём Православного Священства!
О юбилейном вечере памяти 195-летия со дня рождения св.Иоанна Кронштадтского и 25-летия Мемориального Музея-Квартиры
11.11.2024
«Иоанн Кронштадтский - Жизнь во Христе»
Учреждена юбилейная медаль о.Иоанна Кронштадтского
08.11.2024
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
Россия сдаёт экзамен на духовную зрелость
О реакции общества на возвращение душегуба Кашпировского
17.10.2024
«Даже не подозревала, что является родственницей великого пастыря»
История одной фотографии, рассказанная правнучатой племянницей о.Иоанна Кронштадтского
10.10.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08