Вся парламентская оппозиция требует отставки министра образования Дмитрия Ливанова. По мнению КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» последние решения и действия главы ведомства направлены на развал российской системы образования, и поэтому он должен быть уволен, сообщает Regions.ru. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов потребовал отставки не только Ливанова, но и помощника Президента, бывшего министра образования и науки Андрея Фурсенко. «Мы требуем отставки всей команды от Фурсенко до Ливанова, которая занимается этой преступной политикой. Мы считаем, что надо создать комиссию по линии Госдумы и Совета Федерации и расследовать все эти преступления», - заявил Зюганов. Министр не получил поддержи даже от «Единой России», хотя входит в высший совет партии власти.
Парламентарии собираются поднять вопрос об отставке Ливанова 17 апреля, когда председатель правительства Дмитрий Медведев отчитается о работе кабмина за прошедший год. Депутаты уже направили в правительство список наиболее интересующих их тем. Из 20 вопросов (по пять от каждой фракции) как минимум пять связаны с деятельностью Минобрнауки и проблемами сирот, которыми занимается ведомство.
В связи с этим корреспондент издания обратился к известным православным священнослужителям с вопросом: согласны ли они с требованием отставки Ливанова и можно ли еще остановить разрушение науки и образования в России?
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», всячески поддерживает требование отправить в отставку Ливанова. «Более того, мне непонятно, как уважающий себя человек после произошедших с ним скандалов может оставаться министром и не подать в отставку сам, - добавил он. - К сожалению, у нас не принято самим уходить, - до последнего держатся за портфели».
«А что те процессы, которые ведутся уже десять лет, разрушают систему образования – об этом неоднократно говорилось. Причем речь идет о системе как среднего, так и высшего образования. Во главу угла ставилась оптимизация расходов, введение ЕГЭ, скандал с эффективными-неэффективными вузами, и теперь скандал с РАН…» - отметил пастырь.
«Личность министра ни в какие ворота не лезет на этом посту, но дело не в личности, а в общей концепции реформ, которые у нас проводятся в соответствии с западными стандартами. Мы же знаем, что те реформы, которые 30 лет назад прошли на Западе, и которые у нас пытаются провести, привели к полному краху западного массового образования. Советская система массового образования была лучшей, а нынешняя ей уступает и реформа нацелена на то, чтобы разрушить ее до конца. Поэтому отправка министра в отставку – это серьезнейший повод, чтобы поговорить об изменениях в образовании. Когда ушел Фурсенко, то все вздохнули с облегчением, но когда пришел Ливанов, то стало понятно, что дело в общих реформах, а не в персоне. Так что Ливанова - в отставку, а затем срочно начать изучение парадигм и реформ нынешнего образования», - резюмировал отец Максим.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также заметил, что сводить все к деятельности министра - это упрощение проблемы. «Что министр допустил массу неразумных и резких высказываний, это, конечно, факт неоспоримый. Но его оппоненты предлагают что-то позитивное? Разве наша система образования не давно уже в кризисе? А Ливанов, между прочим, подготовлен в еще не разваленной системе образования. Почему же вдруг он плохой? Что систему образования нужно реформировать, это тоже факт. Другое дело – как, и какую цель ставить. Кто на эти вопросы ответит?» - спросил священник.
«Число людей с высшим образованием у нас зашкаливает, - продолжил он. – Как следствие, уровень его катастрофически падает. Ведь оно потому и высшее, что для особо одаренных людей. А то, что число вузов таково, что почти в любой можно поступать без конкурса, говорит о том, что их слишком много. Что в такой ситуации делать? Понятно, что стремительными однократными указами ситуацию не исправишь. Что, педагогов, которые старались как могли, вышвыривать на улицу? И критики, и не критики – все должны задуматься, что же делать. Понятно, что реформы должны быть очень продуманными и бережными к людям. Надо продумать четкие критерии оценки вузов. Нужно создавать систему трудоустройства выпускников. Все нужно делать постепенно, чтобы не ударить по людям. Масса вопросов. А у нас почему-то все упрощают. Ну, снимут министра, а его преемник знает, что и как делать? Кто сформулирует задачу? Решающее слово должно быть у ведущих ученых, у настоящих специалистов в сфере образования – не у чиновников. Иначе так и будем наступать на те же грабли».
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что «разрушение системы образования» - «это все-таки слишком сильные слова». «К сожалению, всей полнотой информации о том, что в этой области происходит, я не владею. Но соглашусь, что упадок, ухудшение в этой сфере налицо. Это ясно и мне как стороннему наблюдателю. Что касается министра, то здесь речь идет определенно о человеке, который потерял всеобщее доверие и во многом себя скомпрометировал. В таком случае совершенно логично будет подыскать ему замену», - сказал пастырь.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, высказался за возврат к старым методам преподавания, благодаря которым наша страна была одной из самых образованных в мире. «Самое важное отличие этих методов от европейских и американских, которые мы сейчас бездумно пытаемся копировать, в том, что наша система образования давала широкий кругозор: люди, заканчивающие школу, а тем более ВУЗы, хорошо разбирались и в науке, и в искусстве, - отметил он. - Сейчас же вся система образования направлена на создание рабов, обслуги с очень небольшим набором узконаправленных знаний. Это – путь деградации, и если мы не хотим, чтобы наши дети стали обслугой иностранных хозяев жизни, то нам срочно надо менять всю систему образования. В России все время как в поговорке: "Рыба тухнет с головы, а чистят ее с хвоста". За все чудачества власти расплачивается народ. И вот поэтому я очень хочу, чтобы сегодня за все эти новые чудачества прежде всего досталось по гнилой голове!».
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, также согласен с тем, что министра образования необходимо снимать. «Но изменит ли это ситуацию принципиально? – задается он вопросом. – Ведь до Ливанова был Фурсенко, до Фурсенко еще кто-то. Тогда что, кризиса не было? Ведь то же самое будет и после Ливанова, потому что целенаправленно и последовательно долгие годы проводится одна определенная линия. Откуда взялся этот вектор в развитии образования – это в первую очередь надо понять. Для чего – и так понятно. Это самое настоящее вредительство, преступление в государственном масштабе. Но годы идут, а вектор не меняется - только становится все хуже и абсурднее. Для этого должна быть очень весомая причина. Кто-то получил колоссальные деньги, чтобы свести на нет наше образование и науку? У кого-то в этом деле явно очень мощный интерес. У кого-то государства или сообщества государств, у какой-то группы лиц? Но это преступление, которое совершается планомерно вне зависимости от смены руководства. Это нужно понять. Просто смена министра ничего не даст».
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, также назвал смену руководства министерства образования «в высшей степени желательной». «О личности министра и говорить не стоит. Нужно решительно остановить процесс разрушения системы образования. Поэтому я всеми силами поддерживаю инициативу всех партий и Академии наук. Нужно достучаться до первых лиц нашего государства и вынудить их принять решение о крутой перемене всей стратегии развития образования в стране вопреки той, которая сегодня складывается и непременно приведет к полной деградации всей России. Необходим полный поворот от сегодняшнего состояния так называемых реформ, это крайняя нужда нашего времени, так что мы с нетерпением ждет этого события. Мы выступаем за полную смену руководства и самой стратегии образования. Необходимо прислушаться к 20-летним выступлениям церковного и профессионального педагогического сообщества, а не мчаться к безумному переводу системы образования на западные рельсы», - заключил отец Лука.
Напомним, что РНЛ собирает подписи под обращением Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, в котором выражается желание остановить преступную деятельность Минобрнауки, нацеленную на умственное и нравственное разложение народов России, на коммерциализацию образования, на разрыв связей между поколениями, на уничтожение основы всякого государства – патриотического воспитания, на умаление значения русского языка. Обращение можно подписать, перейдя по этой ссылке. Или прислать свои подписи на адрес редакции: info@ruskline.ru.