Неизвестный Олег Григорьев

Издательство «Русский остров» выпустило книгу о популярном петербургском поэте

0
611
Время на чтение 6 минут

Издательский дом «Русский остров» выпустил в свет новую книгу Ольги Тимофеевны Ковалевской, автора уже хорошо известного читателям своими сценариями научно-популярных фильмов, редакторскими работами в области детской и православно-просветительской литературы. Книга эта «Ковчег для одного. Олег Григорьев, которого мы не знаем» написана в редком жанре документальной прозы, непротиворечиво сочетает фактографичность, доказательность, объективность научного исторического исследования с беллетристичностью и глубиной художественного проникновения в тайны литературной судьбы поэта Олега Григорьева, с которым автора связывали не только деловые, но и дружеские отношения. Все это и многое другое, интересное и занимательное (что обнаружит любезный читатель на страницах книги) делает повествование О.Т.Ковалевской поучительным, информативным и увлекательным, открывая читателю совершенно новые грани творчества поэта. Можно добавить еще, что книга снабжена уникальным иллюстративным материалом - оригинальными фоторепродукциями Бориса Гесселя и Дмитрия Ковалевского...

Книгу О.Т.Ковалевской «Ковчег для одного. Олег Григорьев, которого мы не знаем» можно приобрести в розницу в книжных магазинах города («Дом книги», «Лавка писателей» на Невском пр., книжной ярмарке ДК Крупской - павильон №10 и т.д. и оптом в издательстве по адресу os@rusk.ru, тел. +7-904-335-96-90. Об этом нам сообщил О.В.Самылов, генеральный директор ИД «Русский остров».

Олег ГригорьевМожет быть, эта книга подвигнет к тому, чтобы в привычном образе поэта, который растиражирован за два десятилетия, увидеть более глубокую личность, в его творчестве прочесть и другие смыслы - не только те, что лежат на поверхности. Стало притчей во языцех - «Олег Григорьев певец черного юмора, асоциал, дебошир, бомж с Парнаса, одиозная личность, алкоголик: и что парадоксально - талантлив, известен и любим читающей публикой...».

Так вот - к доказательству второй части парадокса. О таланте и известности. Вполне вероятно, что это повествование поможет увидеть некоторые закономерности в формировании талантливой личности, и рассказ об определенных эпизодах, документы и фотографии восполнят неизвестные звенья творческой биографии, и образ поэта станет более объемным и глубоким, приближенным к правде.

Не будем пересказывать факты жизни неизвестного Олега Григорьева - читатель прочтет сам трагические, невероятные, порой кажущиеся детективными, но абсолютно достоверные страницы. Обратим внимание на иллюстрации. Они требуют комментария. Ибо играют не просто иллюстративную роль, но ведут свою тему, самостоятельны, хотя и находятся в ансамбле повествования.

В книге воспроизведены обложки трех книг поэта. Это три тонкие брошюры, выходившие в издательстве «Детская литература» раз в 10 лет. В 1971 г. «Чудаки», художник Вадим Гусев; в 1980 г. «Витамин роста», художник Валерий Дмитрюк; в 1989 г. «Говорящий ворон», художник Геннадий Ясинский. Три тоненькие детские книжки за более чем 30 лет жизни. Но удивительно, поэта знала страна.

В зрительном ряду этого издания фотографии людей, которые сыграли значимую роль в жизни поэта, а так же фотографии самого Олега Евгеньевича и его родных, сведения о которых до этого момента не были обнародованы. Читатель увидит эти лица впервые.

Небольшое лирическое отступление. У Агаты Кристи в одном из ее детективов Эркюль Пуаро, опрашивая свидетеля, задает вопрос, как выглядел некий человек. Гениальный сыщик спрашивает: «Он выглядел, как джентльмен или как торговец?» За этими словами вся культурная традиция ушедшей эпохи. На человека накладывает неизгладимый отпечаток воспитание, образование, род занятий, интересы, среда. Гены, наконец... «Или как торговец...». Невольно вспомнилось, как лет двадцать назад вся наша страна была торговцами. Изжился ли этот отпечаток с наших лиц? И кем только не был наш человек за десятилетия ХХ века... В основном надо было быть рабочим или из крестьян, с большим скрипом терпели служащих.

И еще один пример. В недавно вышедшем фильме Пермских кинематографистов «Царский маршрут» есть эпизод, когда арестованные фрейлины - Екатерина Шнейдер и Анастасия Гендрикова разговаривают в тюрьме, вспоминая события прошедшего года от ареста Царской семьи в Александровском дворце до Екатеринбурга. Гоф-лектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер вспоминает: «После ареста вокруг Дворца, на улицах, толпа собирающихся за решеткой Александровского парка, появились люди со странными лицами. Ни у крестьян, ни у рабочих таких лиц не было. Непонятно, из каких углов и дыр вылезли эти экземпляры...».

Мы знаем сегодня, кто эти, вылезшие из разных углов типы. Михаил Булгаков подсказал. Это - «Кто был ничем...».

Рассмотрим фотографии. Прабабушка Олега и его бабушка (мать и дочь). Достаточно увидеть их осанку, выражение лица, то, как они носят свой наряд, чтобы понять, какого они рода. Дед поэта Василий Кузьмич Иконников - драгунский поручик, Царский офицер. Военную выправку не скрывает гражданский костюм. «Какие печальные лица, и как безнадежно бледны...»... Официальный семейный портрет: старшее поколение и младшее. Две девочки. Люция и Евгения. Евгения в будущем мать поэта.

Прабабушка Олега была немкой - Адель Александровна Шундер. Как «немецкая шпионка» репрессирована в 37-м, погибла на Соловках... Не будем пересказывать судьбу других членов семьи. Читатель прочтет сам. Фотографии не лучшего качества. Случайные, они (фотографии) вряд ли предназначались быть обнародованными. Дочери Василия Иконникова Люция и Евгения прятали их много десятилетий и скрывали даже от родственников. И это понятно: в «Табели о рангах» «поручик» титуловался - «Ваше благородие». Быть «благородием» или родственником такового - это уже было чревато... Это могло привести в Левашовскую пустошь под Питер или на Бутовский полигон под Москву... Именно сегодня в XXI веке, когда цифровая технология стала вершиной фотографического прогресса проникаешься особым пониманием ценности замечательного инструмента - объектива.

Фотографии Олега. Редкий снимок его, молодого - светлого и ясного, где ему лет тридцать. Далее - снимок из зала суда, фото на анкету для вступления в Союз писателей, еще несколько любительских изображений. Все тоже случайное, не предназначенное для красивого альбома или Доски почета... Несколько любительских снимков напечатать не удалось, так они затерты и невоспроизводимы, жаль, читатель не увидит в книге этот: Олег - маленький самостоятельный человек идет впереди пионерского отряда с барабаном. «Веселый барабанщик вдоль по улице проносит барабан...». Судьбы барабанщиков в нашей стране в основном были предначертаны. Аркадий Гайдар это нам описал... Еще один портрет не вошел в эту книгу - Геннадия Устюгова, друга Олега Григорьева. По виду Гена - «не джентльмен и не торговец». Скорее люмпен или городской сумасшедший. Если бы Пуаро читал Достоевского, то сказал бы, что Гена выглядит,... как князь Мышкин.

Лица, лица... «Какие прекрасные лица и как это было давно...». Георгий Иванов в этих строках увидел не только Царскую семью, но и тех, из бывших, кто остался верен Царской присяге. Дед Олега Василий Иконников, сподвижник Евгения Карловича Миллера, вместе с ним держал Сопротивление Белой армии на Севере, вплоть до начала двадцатых годов. А ведь, повернись жизнь по-другому, вполне могла бы быть фотография, на которой Олег изображен вместе с дедом. В их облике есть что-то общее в Иконникове и Григорьеве. В лицах одинаковая серьезность, сосредоточенность, собранность. И замкнутость. Они оба хранили тайну. .. В стихах поэта она раскрывается вполне. Об этом тоже прочтет читатель. И еще одна тема книги. Ее ведет объектив. Объектив, ставший одним из участников этого издания, предостерегает: в любом встречном, который может выглядеть как бездомный, торговец, странник или нищий, может скрываться бесценная и великая душа. Книга и об этом.

Мсье Пуаро! Первое впечатление и внешний вид может обмануть, - объектив - никогда, он проявит гены.

В книге воспроизведены факсимиле некоторые рисунки и рукописи поэта. Стихотворные строки - стройные, четкие ряды. В них удивительная собранность, спрессованная энергия и сила. Рука поэта - резец. Рисунки из «Тюремной тетради №1», которую он вел в «Крестах» в сентябре - декабре 1989 года, фактически, его четвертая прижизненная книга, тиражом в 1 экземпляр. Он сам же ее оформил и проиллюстрировал. На фронтисписе этого самиздата диптих. Рисунки синей шариковой ручкой. Вверху листа в клеточку - вселенская катастрофа, полыхает четвертый энергоблок, внизу страницы - Святое Семейство - Дева Мария, Иосиф, Младенец и ослик. Спешат... в Египет? Или, может быть, ... к нам...

Ольга Ковалевская, писательница, Санкт-Петербург
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Тимофеевна Ковалевская
Щит духовный
На дороге в Царское Село установлен щит со словами: «Прости меня, мой Государь»
17.03.2011
Все статьи Ольга Тимофеевна Ковалевская
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06