Кстати, благодарить за этот закон стоит не только депутатов Госдумы, но и участников, а также организаторов антицерковных и в целом антиправославных провокаций - от кощунств в храмах до уничтожения поклонных крестов - которые наблюдались в прошлом году во многих регионах России. Либеральная пресса тогда очень много и с большими надеждами писала о том, что выходка в храме Христа Спасителя «расколола Церковь и общество». На самом деле никакого раскола не произошло, выходка, напротив, показала, что религиозные святыни для российского общества и сегодня являются общей и безусловной ценностью. Опрос весьма либерального «Левада-центра» по поводу выходки в храме Христа Спасителя показал, что 43 процента опрошенных посчитали наказание за нее недостаточным и еще 35 процентов посчитали его адекватным. Проведенный почти в то же время опрос ВЦИОМ о необходимости закона о защите прав верующих показал, что 82 процента россиян поддерживают ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих. То есть цифры совпали и это очень показательно. 80 процентов в масштабах России это почти 100 миллионов людей. Таким образом, Дума отвечает на эту потребность, облекая ее в законодательные формы.
Сегодня любой закон в либеральной среде принято объявлять очередным поворотом ключа, еще туже закручивающего гайку. Председатель синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Легойда подчеркнул, что «Русская Православная Церковь ни в коей мере не выступает за превращение разумных ограничений свободы слова, которые существуют во всем мире, в некую защищаемую государством «монополию на религиозную истину», в чем нас пытаются обвинить. Однако критика религиозных убеждений или даже критика отсутствия таковых не должна оскорблять людей, посягать на их святыни, предполагать насилие, клевету и издевательства. Это не просто пожелание, а непременное условие гражданского мира между людьми различных вер и убеждений… Мы выступаем за то, чтобы уголовную ответственность за посягательства за чувства верующих несло как можно меньшее число людей. Лучше, если бы их не было вообще. Чтобы это задача выполнялась, необходима не только статья в Уголовном кодексе, но и просвещение, воспитание и образование в духе уважения к религиозным убеждениям. Понятно, что это никого не убедит, ибо авторы статей в либеральных СМИ часто руководствуются несколько иными мотивами, нежели поиск истины. Однако это не значит, что не нужно объяснять.
Этот закон необходим и еще, как минимум, по двум причинам. Во-первых, в законодательстве многих западных стран уже существуют подобные статьи и, таким образом, Россия приводит свое законодательство в соответствие с мировыми нормами. Во-вторых, это вполне определенный ответ на модную сегодня в либеральной среде тенденцию заранее определять, что может делать человек (или сообщество) в ответ на провокацию, а что нет. Так, например, либеральные круги очень возмущались попытками некоторых верующих и священнослужителей самостоятельно и жестко защищать святыни от поругания, поскольку присвоили себе право делать что угодно, когда угодно и как угодно, объявив это «борьбой за свободу». Характерный в этом смысле текст был размещен на «Эхе Москвы»: «Pussy Riot защищают естественное право человека говорить и петь, что угодно и в любом месте: в церкви, в Кремле, в синагоге, в мечети, на съезде любой партии, в обществе филателистов, в сумасшедшем доме и в клубе сбежавших оттуда Наполеонов… Никто не имеет право преследовать его за нарушения этих, пусть даже трижды сакральных для собравшихся правил: ни административно, ни уголовно. За религиозными учреждениями нельзя признавать некое особые права на обиду и преследование обидчиков… Свободомыслящим людям естественно выступать против любого религиозного мракобесия, угрожающего современному образованию, творческому развитию общества, свободе». То есть за верующих уже все решили - они всегда виноваты, а нападающие всегда правы. Закон расставит все по своим местам.
Сегодня процессы «испытания на прочность» религиозных и, вместе с этим, традиционных ценностей имеют глобальный характер. Не случайно провокации против Православия и Церкви в России происходят одновременно с сожжением Корана в США и выходом антиисламского оскорбительного фильма о пророке Мухаммеде. В России эти процессы совпали с деградацией и распадом активно поддерживавшегося извне «оппозиционного движения», на Ближнем Востоке - с победой антиамериканских радикальных исламистов на выборах в «освобожденных» странах, упорным сопротивлением Ирана, победами над революционно настроенными провокаторами в Сирии. То есть политические средства деконструкции конкурентоспособных политических режимов исчерпали себя. Осталось испытать на прочность вторую и последнюю опору государственности и стабильности в традиционных обществах - религию.
Что такое религия в традиционных обществах? Это система, устанавливающая правила и следящая за их выполнением. Сегодня мир пытаются заставить жить по общим правилам, установленным группой финансово и политически влиятельных людей из США, людей, извлекших из крушения биполярного мира один вывод - больше нас никто не сдерживает. Как в советском анекдоте: «для достижения благополучия нашего народа нам нужен мир, желательно, весь». Они решили, что теперь они устанавливают правила повсеместно, а остальные подчиняются без разговоров. За отказ подчиниться - травля, развенчание, насилие, смерть тех, кому верят люди и кто влиятелен, разграбление страны. Поэтому для них так важно сегодня ниспровергнуть, расшатать, подвергнуть осмеянию ключевые религиозные постулаты, выставить недоумками, тенями из прошлого миллионы людей, объявить их чувства несуществующими, обесценить их ценности. Поэтому так совпадают картинки на экранах и в печати в западных СМИ там и либеральных СМИ в России. Там «фанатики» громят посольства, здесь выступают против «свободных музыкантов». Защита своих религиозных чувств запрещена, отменена, заранее объявлена дикостью.
Не случайно от либералов в последние месяцы неоднократно приходилось слышать «никакие чувства оскорблены не были. А если даже что-то и было, то вы должны терпеть. И молчать». Но так не будет. Данный закон это не просто восстановление справедливости, не только защита большинства от горстки маргиналов. Этот закон - защита фундаментальных устоев цивилизации, многочисленных этносов, объединенных ценностями Православия. Это защита нашего права жить в спокойном и предсказуемом мире.
Борис Григорьевич Якеменко, кандидат исторических наук, публицист, Москва