Прежде всего, не следует ничего примитивизировать и упрощать. Проблема содружества православных и коммунистов достаточно сложная, но, тем не менее, если посмотреть вокруг, среди политических сил, где люди наиболее близкие православным по взглядам?.. Кто выступает за изменение антипатриотического закона об образовании, против ювенальной юстиции, против пропаганды содомизма, за приоритеты русской культуры и русского языка?.. Именно представители Компартии. И именно они породили всероссийское движение «Русский Лад», основатели которого считают, что «Православие служит духовному единению государство-образующего русского народа и многих других народов России». Это говорит о том, что КПРФ действительно изменилась. Это не прежний материализм, интернационализм и атеизм и ни шагу вправо или влево. Акценты меняются.
Однако внутри групп православных и коммунистов есть свои подразделения. У православных - это патриоты-почвенники, дела и мысли которых направлены на духовное возрождение и преображение России, а есть и другие, это и филокатолики и филопротестанты и филоиудеи и просто своеобразные прозападные либералы. То же самое и в Компартии, там тоже есть свои «почвенники» и «западники». Естественно, что люди, которые присутствовали на нашей встрече, были преимущественно представителями православного и коммунистического «почвеничества». Поэтому у них было много общего.
Православная российская ментальность в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, а социалистическая ментальность создавалась только 73 года, хотя её зарождение прослеживается и в рабочей артели и даже в крестьянской общине. И если рассмотреть базовые ценности и определить их одним словом, то у православных - это, прежде всего, вера, у коммунистов - социальная справедливость, а у третьей современной ментальности - индивидуалистско-капиталистической, прозападной - это деньги. Вера, справедливость и деньги. В контексте моей концепции российской полиментальности исследования показали, что по большинству показателей ближайшими оказываются представители коллективистско-социалистического и православного менталитетов. И у тех и у других почти ничего общего нет с индивидуалистско-капиталистическим менталитетом, то есть либералами. Коммунисты и православные близки по важности для них справедливости, патриотизма, коллективизма, русской культуры и языка, с другой стороны - по низкой значимости денег.
Нередко даже сами коммунисты и православные не осознают своей общности, которая происходит из исторических архетипических глубин. В прочем сейчас среди коммунистов можно встретить не мало верующих православных людей. Например, на встрече присутствовал православный представитель петербургского казачества и он же член КПРФ. Я вспоминаю своего отца-фронтовика полковника Евгения Ивановича Семёнова - и могу сказать, что в лучших представителях Компартии есть православность. Между прочим, и среди представителей Собора православной интеллигенции весьма много бывших и даже нынешних коммунистов. Мы, конечно, помним ужасы революции. Революция всегда чревата экстремальными событиями, но причем тут современные члены Компартии? Наши православные, особенно новоначальные, иногда выступают как фарисеи и инквизиторы, забывая про своё собственное совсем неправославное прошлое.
Названных мной представителей трёх менталитетов можно закодировать цветами нашего триколора - красные, белые и голубые. Белые - это православные, красные - коммунисты и им надо примиряться. Вспомним, что ещё до революции С.Н.Булгаков разрабатывал концепцию христианского социализма. А вот голубые - ни с теми и ни с другими, потому что у них совершенно другие ценности - индивидуализм, деньги, западная массовая культура. Неслучайно в моей концепции российской полиментальности образы братьев Карамазовых выступают художественной персонификацией наших менталитетов: и именно инок Алёша и отставной поручик Дмитрий (которого советолог Ричард Пайпс увидел будущим большевиком) наиболее близки между собой, а не с рационалистичным богоборцем западного типа Иваном… Но главное, конечно, дела - по делам узнаете их. «Русский Лад» в самом начале, должны последовать дела, общие дела по духовно-нравственному преображению нашего российского общества.
1. Это разумно