Нам кажется иногда, что это событие было совершенно простым для Божией Матери, а для нас оно - настолько сложное, что не имеет к нам отношения. Поистине, исполненная благодати с самого начала Своей жизни, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим несравненно более, чем мы, была открыта Богу, несравненно более смиренна, правдива, чиста.
Для Пречистой Девы было очевидно, что все внешние обетования, которыми жил Ее народ, завершились разочарованием. Мы можем понять это, глядя на то, что пережил наш народ в минувшем веке и переживает сейчас. Но для Нее это было неизмеримо большим, чем нынешние наши скорби. Речь шла о всем роде человеческом в течение многих и многих веков. И это непрекращающееся бедствие мира было особенно остро ощутимо, оттого что в течение пятнадцати веков некий остаток в этом народе не переставал хранить данное ему обетование. Исполнение его без конца откладывается - так что кажется, что оно никогда не осуществится. Где Твои обетования Аврааму и Моисею, и всем святым пророкам, Господи?
Нам надо понять, в чем наша главная болезнь. Она в том, что нас еще нельзя назвать «благодатными». Но человек - это обетование, а не внешние обстоятельства. Каждый из нас несет в себе и в своей жизни множество обетований. Потому мы ныне пребываем в унынии, что полагаем исполнение всех обещаний жизни во внешнем. Однако каждый из нас несет в себе таинственный дар жизни, необычайных обетований. У каждого из нас есть свое продолжение, свое будущее - в его семье, в его роде и в его труде. И у каждого из нас есть душа, алчущая и жаждущая любви и правды, - даже у тех, кто еще не имеет веры.
Где же смысл всего происходящего? Неужели жизненный успех? Кому не ясно, что это иллюзия? Впереди неизвестность и мрак, и смерть. Вот где мы находимся. Там же, где Пречистая Дева в шестой месяц, - после того, как уже было зачатие Иоанна Крестителя вопреки всякой надежде. Есть, есть в жизни неизменные, уготованные для каждого человека чудесные дары. И Бог один знает, как мы исполнены ими, - они даются нам сейчас, от них - все, чем соткана была наша жизнь до сегодняшнего дня, от этого потока, от этой реки благодати, от этих обетований жизни. В этом потоке даров - наш Бог, Отец наш Небесный, Который всегда верен нам. Но почему же так долго приходится ждать? Потому что мы не всегда отвечаем Его верности нам нашей верностью. Не забудем, что Пречистая Дева, обрученная праведному Иосифу, говорит, что не знает мужа. Для Нее благовестие Ангела - испытание непостижимым. Не желать вступать в брак и быть в браке. То, чему мы благоговейно приносим сейчас хвалу, - Ее девство, - вовсе не было для Ее окружения добродетелью. Напротив, оно означало - бесчадие. Но именно оттого что Она не полагается на все, что внешнее для Нее, - но на источник этой реки благодати, Она слышит: «Господь с Тобою». Совершенно новая, избыточествующая жизнь наполняет все обетования, данные Ей. И не только Ей, но всем людям. Мы участвуем в этом сегодня. Иначе говоря, нам необходимо понять, что спасение - внутри нас.
«Вся слава Дщери Царя внутри» (Пс. 44: 14), Бог наш и Царство Его - внутри нас. Среди Пасхи мы услышим «о рождении не от плоти и крови», не по неумолимым законам естества, и даже не по воле человека, а от Бога. Здесь начинает сиять заря нашего спасения. Изнутри, и это значит от Бога и от нас, ибо Бог - не внешнее по отношению к нам. В Нем мы можем, Он дает нам власть, как возвещает Евангелие, стать чадами Божиими. Иначе говоря, начать жить.
«Всяк дар совершен - от Отца светов». Здесь начало жизни. Наша жизнь - не просто человеческая жизнь, чудесная человеческая жизнь. Наша жизнь - от Отца светов. И не существует иной! Это жизнь от Бога Живого. Мы становимся людьми только тогда, когда живем Им. Его дыхание делает нас живыми, без этого источника мы - иссохшая земля. Поистине «с нами Бог», потому что Божией Матери было сказано: «Господь с Тобою». Надо, чтобы каждый из нас услышал это благовестие всей глубиной своего сердца. Если мы будем одни, мы останемся в смерти. Но наше призвание иное. Мы уже не одни. Господь - с нами. Наша жизнь - взаимодействие двух воль - Божественной и нашей. Это и есть Воплощение, в этом - чудо Воплощения.
Что же нам делать? Просто, как Пречистая Дева, сказать: «Се, Раба Господня», предавая свою жизнь этому Источнику, этому Дыханию. Открыть наш взор этому свету, этому дару, чтобы он стал нашей жизнью. В нашей Божественной литургии центральный момент - то, что на богословском языке называется эпиклезой, когда священник от лица всех молящихся молит Бога Отца о даре Духа Святого. О том, чтобы Дух Святой осенил нас и преобразил наше приношение хлеба и вина в живое присутствие Христово, в Его Пречистое Тело и Кровь. Это дар не от плоти нашей, не от крови, не от наших желаний, но от силы Духа Святого. Благовещение Богородицы - первая Эпиклеза, спасающая мир. Церковь, которой мы принадлежим, и каждый из нас в ней, призваны жить в этом некончающемся даре. В этой непрестанно восходящей в нем заре: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». Надо, чтобы наши немощные молитвы стали едиными со всесильной молитвой Приснодевы и Матери света действием Духа Святого.
Святые отцы говорят, что никогда Божие «да» не оставит одно «да» человека. И «да» человека возможно только благодаря совершенному «да» благодати Божией. Это включение человеческого «да» Божией Матери в Божественное «да» столь совершенно, что благодать Благовещения изливается равным образом на всех святых, делая их способными к такой же жертвенной самоотдаче. Когда они дают свое согласие Богу, они всегда могут исполнить то, что требуется в их служении. И от этой благодати дается всем христианам. Если мы подлинно говорим «да», Господь будет непоколебимо вести нас к высшей жизни. «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», - в славу Божию, через нас», - как свидетельствует апостол (2 Кор. 1: 20). Божия Матерь не отделена от Плода чрева Своего, Которого Она дарит миру. Она не перестает с рождением Своего Сына быть Материю рождающей. Она столь едина с Ним, что становится Матерью всех христиан. И все мы стали Ей родными навеки у Креста Господня. И каждый из нас имеет свою часть в этой тайне.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России