«В настоящее время на финансовом рынке отсутствует орган, который мог бы осуществлять единое регулирование, контроль и надзор за всеми его сегментами (кредитные организации, страховые организации, инфраструктурные организации, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды). Законопроектом предусматривается закрепление функций по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка за единым регулирующим органом», - говорится в распоряжении, подписанном премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Законопроектом предлагается передать Банку России полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) «по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий», подчеркивается в документе.
Передавая Центробанку полномочия ФСФР, законопроект, тем не менее, оговаривает, что ЦБ не наделяется правом представлять в правительство проекты законов и нормативных правовых актов.
Распоряжение размещено на официальном сайте правительства России.
Мы попросили прокомментировать это решение известного экономиста, д.э.н., профессора МГИМО Валентина Катасонова.
Это решение витало в воздухе. Все ждали того, что власти перейдут к новой фазе подрыва национального суверенитета России, это и случилось. Речь идет о создании некоего монстра, который не имеет прецедентов ни в истории, ни в сегодняшней практике других стран. Власть не предоставила никаких более-менее внятных аргументов для такого решения, и оно лишний раз доказывает, что власть в России является ретранслятором внешних сигналов, которые идут из-за рубежа.
Безусловно, что создание такого мегарегулятора на базе Центрального банка - это нонсенс. Да, какое-то время многие страны увлекались созданием финансовых мегарегуляторов. Первый мегарегулятор был создан в Норвегии в 1986 году, образцом же подобных образований считается мегарегулятор, созданный в конце 1990-х годов в Великобритании, - «Управление финансового регулирования и надзора».
Отметим, что решение о создании финансового мегарегулятора в России совпало с решением Британии о том, чтобы поставить крест на своем финансовом мегарегуляторе. Вот что удивительно, а ведь некоторое время апологеты консолидации в рамках одной организации всех функций регулирования и надзора апеллировали именно к британскому опыту.
Но ведь Англия создавала свой финансовый мегарегулятор не на основе Центрабанка. Монстры на основе Центрального банка существуют в мире, но исключительно в таких мелких странах, как Чехия, Казахстан. Может быть, для таких мелких стран это и разумно, но для России на базе Центрального банка создавать финансовый регулятор - это гибель. Я прекрасно понимаю логику решений. Она такова: мы не успели еще прийти в себя оттого, что вброшена кандидатура Набиуллиной на пост председателя Центрального банка, как нам подбрасывают новую шокирующую информацию. Кстати, когда меня спрашивали, что я думаю по поводу Набиуллиной, я сразу сказал, что она придет совершенно в другой Центрабанк, с расширенными функциями и полномочиями, в финансовый мегарегулятор.
Могу сказать, что даже осторожные эксперты из Высшей школы экономики - и то достаточно внятно говорят о том, что по полномочиям и функциям Центральный банк будет стоять намного выше нашего правительства. По сути, бразды управления нашей экономикой переходят к Центральному банку, который по-прежнему сохраняет статус независимого. Мы прекрасно понимаем, для чего нужна так называемая «независимость»: для того, чтобы Федеральная резервная система, используя свои рычаги, управляла денежно-кредитной политикой в России. А теперь помимо этого из-за океана будут управлять нашими финансовыми рынками и, судя по всему, таким образом, чтобы ускорить процесс скупки активов России. Я успел просмотреть сегодня ряд информационных сообщений, до этого следил за данной темой и скажу, что ни разу нигде не было намека, что параллельно с приданием Центральному банку дополнительных полномочий изменится его статус, что он перейдет под контроль государства.
Кроме того, что Россия окончательно утратит рычаги управления своей экономикой, резко взрастет коррупция. Тема коррупции широко обсуждается нашими СМИ, но в основном два вида коррупции находятся в их поле зрения: бытовая и бюджетная. Медведев в свое время заявил, что каждый год крадется через тендеры и контракты около 1 триллиона рублей. Но эти цифры бледнеют по сравнению с разгулом коррупции в банковском секторе. Банковский сектор - это государство в государстве, туда не вхожи ни прокуроры, ни судьи, ни спецслужбы. Естественно, на такой почве возникает много возможностей воровства.
Много ли публикаций о банковской коррупции? Центральный банк 20 лет с момента своего создания занимался банковским надзором, но, мягко говоря, с точки зрения государственных интересов, выполнял он эту функцию на «2». Происходило обогащение чиновников Центробанка, преступных группировок и, наверно, с позиции государственных интересов было правильно поставить вопрос о наведении порядка в Центробанке с его функцией банковского надзора. Но никто даже не собирается обсуждать тему эффективности банковского надзора.
Я думаю, что по разрушительности этот проект закона, не дай Бог, если он станет законом, не уступит присоединению России к ВТО.