«БРИКС – это пример того, когда международная организация возникла как материализация формального термина. То есть сам термин появился как аналитическое обобщение, относящееся к группе стран. Этот термин использовали аналитики одного из рейтинговых агентств, но теперь он обрел и политические очертания. Сейчас это своего рода клуб, который можно поставить в ряд с "Большой восьмеркой" или "Двадцаткой", а на мой взгляд, самым точным было бы назвать его клубом "второго мира". По одним показателям эти страны относятся к развитым, по другим они отсталые; по ряду показателей они являются развивающимися. Например, мы промышленно неразвиты, а по уровню науки и образования развиты».
Кроме того, отметил аналитик, «есть типология проблем, объединяющая эти страны, есть и сближение фундаментальных позиций на международной арене, связанное со скепсисом в отношении политики вмешательства и приверженностью принципу суверенитета. Это страны, которые дорожат своим суверенитетом. Они не хотели бы, чтобы в рамках "моды" на вмешательство к ним стали применяться инструменты, взламывающие суверенитет».
Однако интересы, которые были бы общими для всех стран – участниц этого клуба, найти трудно, отмечает М.Ремизов. «В двусторонних отношениях таких интересов много, и с этими странами у нас нет геополитических конфликтов, - отметил он. - Россия с Индией и Латинской Америкой образует естественный треугольник, где нет фундаментальных противоречий. Клубный формат способствует интенсивности по этому направлению, да и вообще появление БРИКС можно считать имиджевым успехом для России. Для нас лестно хотя бы виртуально принадлежать к группе динамично развивающихся стран, хотя, к сожалению, по существу мы к ним не относимся. Для нас БРИКС – это плюс, хотя бы потому, что потенциально формируется альтернатива той повестке дня, которую задают США и Евросоюз. Пока это – больше потенциальная возможность, но мне кажется, что и сам концепт "второго мира" удачен для России. Дипломат Роджер Купер предложил новое прочтение концепции трех миров. Согласно его прочтению, третий мир – это страны, находящиеся в эпохе до модерна, первый мир – в постмодерне, а "второй мир" – это модерн, развитие с опорой на государство и его институты как субъекты развития. Да, по такой типологии БРИКС – это "второй мир", они далеко не исчерпали потенциал модели развития с опорой на государство».
«БРИКС не складывается в настоящую организацию, и я считаю, что и не сложится. Хотя бы потому, например, что идея появления еще одного полюса мира – это именно то, что может объединить клуб, но это – не геополитические интересы. Это позволяет каждой из стран позиционироваться на международной арене и получать имиджевые плюсы, но это – не повестка совместных интересов», - заключил Михаил Ремизов.