В связи с этим корреспондент издания поинтересовался у известных православных священнослужителей, нужно ли «ворошить прошлое», поскольку насчет революции и ее последствий в России даже близко нет общенационального согласия.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, отметил, что «осмысление нашей истории давно должно было начаться: ее участники это наши деды и отцы, а мы - ее результат». «Почему Россия после того исторического периода, который запятнан кровью, напоминает сейчас мужика, проснувшегося с похмелья? И вот от этого - ощущение общего бессилия, уныния, упадка. Народ думает: то ли снова впасть в забытье, или все-таки начать жизнь с нового листа. А начинать надо именно с осознания того, что с нами произошло в ХХ веке», - заметил он.
«Ничего сопоставимого с тем, что произошло в Германии после 45-го года, у нас не было, - продолжил отец Сергий. – Способны ли мы осознать, что у нас были уничтожены целые классы и сословия? Мы в большинстве своем - потомки той половины страны, которая посадила в лагеря вторую половину, в чем никто так и не покаялся. И вот мы имеем то, что имеем. Именно тут надо искать ответ на вопрос "Почему мы такие? Почему у нас процветают грехи зависти, осуждения? Почему процветает страшная пассивность, когда мы пальцем не хотим пошевелить, чтобы исправить жизнь в лучшую сторону?" Это страшная болезнь. Поэтому так важно понять нашу историю. Это должно быть действительно серьезное осмысление. Важно, чтобы эти мероприятия не превратились в очередной фестиваль, как это произошло с Днем Победы. Мы можем благополучно испортить любое благое начинание. А дело касается покаяния. Покаяния всего народа за тот исторический процесс и путь, который он прошел, и что наворотил. И покаяние каждого конкретного человека, по крайней мере, того, кто считает себя православным христианином. Осмысление страшного ХХ века – того, что было до 17-го года и того, что было после – жизненно необходимо».
Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, также считает, что «ворошить прошлое» необходимо, чтобы не остаться без будущего: «Напомню давнюю шутку: Ребенок спрашивает: "Мама, а как мы появились на свет?" - Нас сотворил Господь. - А папа сказал, что мы произошли от обезьян. - Ну, я тебе про своих родственников рассказываю, а папа - про своих". Конечно, если с детства ребёнку вдалбливать, что он от обезьяны, то он и будет жить и вести себя как животное. Нельзя обойти вопрос религиозный, нравственный, патриотический. Как не говорить и не писать об этом, не показывать по ТВ? Меня дочка в 11 лет спросила: "А почему Ленину стоит памятник, ведь из-за него погибло столько людей?" И как мне ответить на её вопрос?»
«Считаю обязательным говорить об исторических событиях в СМИ, по инициативе департамента образования проводить в школах внеклассные часы и уроки на данную тематику, в ВУЗах показывать видеоролики, а на рабочих местах предложить пройти анкетирование на знание истории с правильными ответами. Пусть в каждом учреждении будет информация о миллионах расстрелянных, замученных людей, взорванных храмах. Может, это напомнит всем нам причину продолжающегося сегодня насилия в ежедневных новостных лентах и заставит задуматься и меняться к лучшему», - заключил пастырь.
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора, тоже поддержал предложение Патриарха. «Это очень актуальная программа. Церковь – хранительница предания, в том числе и исторического – постоянно напоминает, бередит совесть, не дает ей уснуть. Есть такая тенденция забывать свою историю, особенно плохие моменты своей истории. Но и из воспоминаний о трагических событиях человек должен вынести определенный урок, чтобы не повторить ошибок прошлого. Надо не "ворошить" свою историю, как осиное гнездо, а помнить ее. Ворошить историю значит возвращаться к повторению проблемы: это как раз происходит при забвении и незнании истории – неосознанные и нерешенные проблемы все так же будут нас жалить. Уроки нашей многовековой истории, к сожалению, не учат помнить, что может произойти, если затронуть те же самые струны. Человек должен знать и помнить историю своей страны – и славные моменты, но особенно - трагические и печальные, которые привели к крушению всей культуры, всего государственного строя, из-за чего мы вынуждены все время откатываться назад и начинать все с нуля. И это как раз проблема забывчивости или попытки забыть историю и обосновать это тем, что не хочется "ворошить прошлое"», - заключил священник.