В 1849 г. принимал участие в военных действиях Венгерской кампании. За отличие, оказанное в сражении при Дебричине 21 июля 1849 г., князь Орлов был произведен в ротмистры. Награждённый орденом св. Владимира 4-й степени, князь вновь был причислен к Свите Государя и в течение 1850-1852 гг. сопровождал Императора в его путешествиях по России и за границей. В 1854 г. уже в чине полковника князь был командирован в распоряжение генерал-фельдмаршала Паскевича на Дунай, для участия в действиях против турок. При штурме форта Араб-Табии, взятием которого он руководил, при осаде Силистрии, в 1854 г. князь Орлов получил девять тяжёлых ран и лишился глаза. Он был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и получил золотое оружие с надписью «За храбрость».
В 1869 г. генерал-лейтенант князь Орлов был назначен чрезвычайным посланником в Австрию, в мае 1870 г. перемещён на ту же должность в Великобританию и в декабре 1871 г. во Францию. В 1878 г. князь Орлов был произведён в генералы от кавалерии и в этом чине шесть лет спустя перемещён на должность полномочного посла в Берлин.
Князь Н.А.Орлов известен также как автор исторического очерка франко-прусской войны 1806 г. В 1858 г. князь Орлов написал «Мысли о расколе» с заметкой «о евреях в России», где проводил мысль о необходимости большей веротерпимости. Почетную известность снискала Орлову и поданная им в 1861 г. Императору записка «Об отмене телесных наказаний в России и в Царстве Польском», в которой он вооружается против телесных наказаний, как против зла «в христианском, нравственном и общественном отношениях». В результате были внесены некоторые изменения в системе уголовных и исправительных наказаний. Расстроенное здоровье заставило князя Н.А.Орлова в последнее время его жизни жить в Фонтенбло, где он и скончался.
Сегодня день памяти выдающегося иерарха начала ХХ века, духовного лидера гродненских монархистов, митрополита Киевского, Экзарха Украины Михаила (Ермакова), отошедшего ко Господу 30 марта 1929 года.
Он родился 31 июля 1862 г. в Петербурге, в миру звался Василием Федоровичем. Образование получил в Киеве сначала в семинарии, затем в Духовной академии, по окончании которой принял постриг. В революционные годы он возглавлял Гродненскую кафедру, т.е. оказался на передовой борьбы за русские национальные интересы. В Западной Руси было очень сильно польское и еврейское влияние, и владыка активно поддерживал православно-русское национальное движение. Он был почетным председателем Гродненского православного братства, которое по своему составу было сугубо монархическим.
В годы Первой мировой войны владыка проявил недюжинное личное мужество – он служил молебны прямо на передовой, когда немцы вторглись в пределы епархии ежедневно совершал богослужение в городском соборе. Перед сдачей Гродно эвакуировался в Москву, куда перевез главные епархиальные святыни: чудотворную Жировицкую икону Божией Матери и гроб с частицей мощей младенца Гавриила Белостокского «от жидов умученного». Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где настоятелем был протоиерей Иоанн Восторгов.
После революции 1917 года владыка Михаил остался в России, активно боролся с обновленчеством. Несколько раз был арестован, в 1922-23 гг. томился в Бутырской тюрьме, в 1925 г. снова арестован, после чего был отправлен в ссылку. В 1927 г. вернулся на Киевскую кафедру. Скончался и похоронен в Киеве.
В этот день 1999 года скончался лингвист и этнограф, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии СССР, основатель советской школы майянистики Юрий Валентинович Кнорозов. Он родился 19 ноября 1922 г. под Харьковом в семье инженера. Несмотря на эксцентричное поведение в школе, будущий учёный отличился в изучении как естественных, так и гуманитарных наук. В 1940 г. Кнорозов поступил в Московский государственный университет на исторический факультет, где первоначально специализировался по египтологии. Однако учёба была прервана начавшейся войной. В составе красноармейской артиллерийской дивизии Кнорозов дошёл до Берлина. Вскоре после взятия столицы Третьего рейха он обнаружил в Национальной библиотеке книгу, благодаря которой серьёзно заинтересовался дешифровкой письменности майя. В 1945 г. Кнорозов вернулся в университет на кафедру этнографии, чтобы продолжить свои исследования. Работая в московском отделении Института этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР, Кнорозов провёл несколько месяцев в Узбекской и Туркменской ССР, участвуя в работе Хорезмской экспедиции. Затем Юрий Валентинович стал сотрудником Кунсткамеры в Ленинграде, где работал до самой смерти.
Следует отметить, что в мировой науке того времени существовало устойчивое мнение, что дешифровка письма древних индейцев майя невозможна. Кнорозов составил каталог иероглифов майя и к 1952 г. смог установить фонетическое чтение некоторых из них. Первую статью с предварительными результатами дешифровки иероглифики майя («Древняя письменность Центральной Америки») Кнорозов опубликовал в 1952 г. в возрасте 30 лет. Доклад Ю. В. Кнорозова на защите диссертации на соискание степени кандидата исторических наук длился три минуты, после обсуждения ему единогласно была присуждена степень доктора исторических наук, чего в гуманитарных науках практически не встречается. Полный перевод иероглифических рукописей майя был опубликован в 1975 г. В истории изучения древних цивилизаций это одно из двух самых великих открытий — вместе с дешифровкой египетских иероглифов Жана Франсуа Шампольона. За эту работу Ю. В. Кнорозов в 1977 г. был удостоен Государственной премии СССР. Он также внёс большой вклад в изучение теории и истории письма, в вопросы теории дешифровки исторических систем письма и их этносемиотического анализа, в разработку общих проблем семиотики и теории сигнализации, коммуникации и коллектива, в исследование древних, в первую очередь американских цивилизаций.
В 1995 г. в посольстве Мексики в Москве Кнорозов был награждён орденом Ацтекского орла, который вручается мексиканским правительством иностранным гражданам за исключительные заслуги перед Мексикой. Юрий Валентинович Кнорозов умер в больнице в Санкт-Петербурге в полном одиночестве. Он очень любил Александро-Невскую лавру, но похоронили великого лингвиста на Ковалёвском кладбище под Санкт-Петербургом.
В этот день 1999 года также скончался ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины, действительный член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий УССР Юрий Алексеевич Сметанин. Он родился 5 мая 1925 г. в с. Голодаевка Ростовской области. Юность будущего конструктора пришлась на годы Великой Отечественной войне. На фронте он был командиром минометной роты, награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны работал учителем средней школы, а в 1952 г. окончил Московский авиационный институт по специальности «Инженер-механик по самолетостроению». Почти полвека Ю.А.Сметанин проработал в знаменитом КБ «Южное», начав трудовой путь инженером отдела главного конструктора завода, затем был старшим инженером ОКБ, начальником отдела, заместителем главного конструктора КБ «Южное», первым заместителем главного конструктора по научной работе, руководителем подразделения проектно-конструкторских разработок.
Велики заслуги Ю.А.Сметанина в создании новейшего ракетного вооружения, которое легло в основу ракетно-ядерного паритета СССР и США. Под его руководством разрабатывались проекты современных боевых ракетных комплексов, железнодорожного и шахтного базирования с «минометным» стартом, космических ракетных комплексов «Циклон» и «Зенит», которые не имеют аналогов в мире. Он был одним из инициаторов проекта «Морской старт».
Большое внимание Ю.А.Сметанин уделял подготовке инженерных и научных кадров для ракетно-космической отрасли. С 1966 г. работал по совместительству в Днепропетровском государственном университете доцентом, профессором кафедры «Проектирование и конструкции летательных аппаратов», был заведующим этой кафедрой. Ю.А.Сметанин – автор около 200 научных работ и 50 изобретений.
По предложению Американского биографического института ученый объявлен «Человеком года-1997». Достойно представлял украинскую ракетно-космическую отрасль на переговорах и советах разных космических агентств и корпораций многих стран мира в качестве советника. Родина высоко оценила заслуги Сметанина. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, становился лауреатом Ленинской и Государственной премий УССР, был кавалером ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, ордена Ленина.
Сегодня мы также вспоминаем заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Василия Петровича Борисова, скончавшегося в 2001 году. Он родился 10 января 1929 г. в деревне Чернобровкина Свердловской области в крестьянской семье. В 1950 г. окончил Омское военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком в Военно-воздушных Силах СССР. В 1959 г. подполковник В.П.Борисов ушел в запас. В 1960 г., не желая расставаться с лётной работой, окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на лётно-испытательную работу в ОКБ А.Н.Туполева. В этом конструкторском бюро Василием Борисовым было освоено восемьдесят типов самолётов, среди которых, ставшие впоследствии знаменитыми: «Ту-104», «Ту-134», «Ту-144», «Ту-154», «Ту-22», «Ту-22М», «Ту-22М2» и их модификации. В конце августа 1969 г. им поставлен на крыло первый прототип самолёта «Ту-22М». Не прерывая напряжённой и ответственной работы в ОКБ, В.П.Борисов в 1967 г. окончил Московский авиационный институт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 г. за мужество и отвагу, проявленные при освоении новой техники, Василию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1973 г. отважному покорителю неба присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Помимо испытательной работы В.П.Борисов совершал демонстрационные полёты на международных авиасалонах, показывая достижения ОКБ А.Н.Туполева. Его сын, Игорь Васильевич, продолжил дело отца, став летчиком-испытателем. Он погиб в 1989 г. при выполнении испытательного полета. С 1994 г. В.П.Борисов находился на заслуженном отдыхе, жил в городе Жуковском Московской области. Он трагически погиб в 2001 г., став жертвой преступления. Похоронен в Жуковском на Быковском кладбище. Мужественный летчик-испытатель был награждён орденом Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
В этот день 2002 года скончался писатель, сценарист, капитан дальнего плавания Виктор Викторович Конецкий. Он родился 6 июня 1929 г. в Ленинграде. Мальчишкой пережил блокаду. В те страшные годы его мать, глубоко религиозный человек, водила их с братом молиться в Никольский собор. В 1952 г. он окончил Первое Балтийское высшее военно-морское училище и служил на Северном флоте штурманом на аварийно-спасательных судах. После увольнения в запас в звании капитан-лейтенанта Конецкий начал работать на судах торгового флота и прошел путь от четвертого помощника до капитана дальнего плавания. Ходил в Арктике, четырнадцать раз прошел Северным морским путем.
Свой творческий путь Виктор Конецкий начинал с рассказов о войне и блокаде, с путевых заметок. Активно писательским трудом стал заниматься с 1956 г. Повесть «Завтрашние заботы», впервые опубликованная в журнале «Знамя», сразу снискала ему читательскую любовь. Эта и другие повести, в том числе «Среди мифов и рифов», «Соленый лед», «Морские сны», переведены на несколько языков. Перу Конецкого также принадлежат романы «За Доброй Надеждой» и «Никто пути пройденного у нас не отберет». Кроме того, Виктор Конецкий как сценарист принимал участие в создании фильмов, ставших классикой советского кинематографа, – «Путь к причалу» и «Тридцать три» Георгия Данелия, «Полосатый рейс» Владимира Фетина. Виктор Конецкий известен и как художник. Он представлял свои картины на нескольких персональных и групповых выставках живописи (1966-1998).
Его жизнь, судьба и творчество стали олицетворением честности и стойкости. Он ушел из жизни в 2002 г. в Санкт-Петербурге. Отпевали Виктора Конецкого в соборе Николы Морского, тем самым замкнув круг его многотрудной жизни. Ведь именно здесь, в Никольском, «главном морском и рыбацком храме России», его крестили. Здесь уже больше века висит их семейная икона Тихвинской Божией Матери – подарок всем морякам и рыбакам от его бабушки Марии Павловны. Похоронен писатель на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Военные моряки навечно зачислили Виктора Конецкого в свой строй.
В этот день в 1959 г. скончался поэт, писатель, философ Даниил Леонидович Андреев (1906-1959).
Завтра день памяти первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного.
Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не "баланс интересов" различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга...
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, Царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи Царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя "игуменом всея Руси". И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины... Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный Царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения...
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах Царя ближайшее участие принимали его любимцы - иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе "Избранной Рады" - узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился "крестовый" поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей... Тогда же он обрел прозвище "Грозный" - то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России...
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого Царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный Царь еще жив. Наперсники царские - Сильвестр и Адашев - из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему Царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат Царя - князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития...
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры Царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование... "Избранная Рада" воспротивилась планам Царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар - на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но Царь на этот раз проявил характер. Он порвал с "Избранной Радой", отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра - в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской...
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна - кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что Царицу отравили, боясь ее влияния на Царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть Царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам - Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о "терроре" и "жестокости Царя"...
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник Царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил Царю, - Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать Царю письмо, оправдывая свою измену "смятением горести сердечной" и обвиняя Иоанна в "мучительстве"...
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не Царю - под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд... В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей "выбором изо всех городов" с женами и детьми... Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы...
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: "Государь нас оставил, - вопил народ. - Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?" Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася... Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие "сослужить" с Царем в деле Божием - для созидания России как "Дома Пресвятой Богородицы", как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово "опричнина" вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление Царя, обеспечивая материально "опричников" - корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию... Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители - палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял Царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания - борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал Царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: "Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды"...
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью "жидовствующих", которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является Царем "верных", а остальным "земским" еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина - касимовского царя Семена Бекбулатовича...
Был в этом "разделении полномочий" и особый мистический смысл. Даруя Семену титул "Великого князя всея Руси", а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, Царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского Царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: "Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а Царь, Помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь - все же я, и никто не в силах это изменить".
Так царствование Грозного Царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579-1584 годах. Дело жизни Царя было сделано - Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества - осознан. В 1584 году Царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание - митрополит Дионисий постриг Государя, и уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь».
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Также завтра мы вспоминаем жандармского полковника С.Н.Мясоедова (1866-1915).
Сергей Николаевич Мясоедов родился в 1865 г. Окончил кадетский корпус. С 1901 г. служил начальником пограничной станции в Вержболово. С 1909 г. был направлен в распоряжение военного министра Сухомлинова. Жандармский полковник Мясоедов стал жертвой политических интриг Гучкова, обвинившего его в шпионаже в пользу Австрии, дрался с последним на дуэли, затем в 1912 г. отправлен в отставку. С началом войны вернулся на службу, был направлен в тыл, но написал письмо Сухомлинову с просьбой направить его на фронт. Состоял начальником агентурной разведки в штабе 10-й армии генерала Сиверса. В 1914 г. Мясоедов арестован, бездоказательно обвинен в государственной измене и предан военно-полевому суду. Под давлением Ставки и лично великого князя Николая Николаевича, генералов Бонч-Бруевича и Батюшина Мясоедов признан виновным в шпионаже и мародерстве во время войны и приговорен к смертной казни. В 1915 г. приговор приведен в исполнение. Казнь Мясоедова стала, наряду с убийством Г.Е.Распутина, первым этапом подготовки государственного переворота с целью свержения Императора Николая II.
Также завтра мы вспоминаем поэтессу Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву (мать Марию, 1891-1945).
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (урожденная Пиленко) родилась 8 декабря 1891 г. Отец ее состоял товарищем прокурора Рижского окружного суда. Уже в гимназические годы начала писать стихи. В 1909-1911 гг. была слушательницей Высших женских (Бестужевских) курсов. В 1910 г. Елизавета Юрьевна вышла замуж за юриста Д.В.Кузьмина-Караваева, знакомого с литераторами модернистской ориентации. Кузьмина-Караваева стала участницей «сред» в «башне» Вяч. Иванова, позже — членом акмеистского «Цеха поэтов», где и был издан ее первый стихотворный сборник «Скифские черепки» (1912). Вторая книга Кузьминой-Караваевой — повесть «Юрали» (1915), написанная ритмической прозой и стилизованная в духе аллегоризма евангельских притч. Ее лейтмотив — тема духовного пути, предопределенного свыше. Поэтический сборник «Руфь» (1916) — книга уже зрелого автора, пережившего религиозный переворот. Начиная с этого сборника и до конца жизни Кузьмина-Караваева выступает как религиозный поэт, размышляя о трудном пути к Богу, о христианском долге и подвижническом служении.
В годы революции Кузьмина-Караваева жила в Анапе. В 1918 г. была избрана городским головой Анапы, арестовывалась за сотрудничество с большевиками. В 1920 г. поэтесса эмигрировала, жила в Париже. В конце 20-х гг. Елизавета Юрьевна сближается с русскими религиозными философами Н.О.Лосским, Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, участвует в создании Православного богословского института в Париже. В 1927 г. вышла ее книга «Жатва духа. Жития святых» (вып. 1—2, Париж), в 1929 — монографические очерки о А.С.Хомякове, Вл.С.Соловьеве и Ф.М.Достоевском. В 1932 г. в Париже Кузьмина-Караваева приняла монашество с именем Мария. Став «монахиней в миру», она неутомимо занималась благотворительной деятельностью. Противница религиозного аскетизма, она была глубоко убеждена, что «путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет…». Она продолжала писать стихи, христианские по содержанию: о жизни и смерти, о добре и зле, о современном человеке, переживающем свою богооставленность в «пустыне мира».
Во время фашистской оккупации Парижа мать Мария стала активной участницей движения Сопротивления: укрывала гонимых, спасала бежавших советских военнопленных, отправляла посылки заключенным. В феврале 1943 г. Е.Ю.Кузьмина-Караваева была арестована гестапо и отправлена в концлагерь Равенсбрюк, где погибла, добровольно пойдя на смерть вместо одной из заключенных.
Также завтра мы вспоминаем хирурга, академика АН СССР, президента Академии медицинских наук, Героя Социалистического Труда А.Н.Бакулева (1890-1967).
Александр Николаевич Бакулев родился 25 ноября 1890 г. в Вятской губернии в крестьянской семье. В 1911 г. по окончании гимназии поступил на медицинский факультет Саратовского университета, в 1915-1918 гг. служил врачом на западном фронте. В 1918 г. получил диплом врача и с 1919 г. работал ординатором, а затем ассистентом Госпитальной хирургической клиники Саратовского университета под руководством С.И.Спасокукоцкого. В 1926 г. талантливый врач был приглашен на кафедру хирургии 2-го Московского медицинского института, где работал ассистентом, затем старшим ассистентом, получил звание доцента, а после защиты докторской диссертации в 1939 г. – профессора.
В 1943 г., после смерти С.И.Спасокукоцкого, Александр Николаевич стал заведующим кафедрой, которой руководил до конца жизни. Во время Великой Отечественной Войны Бакулев был фронтовым хирургом, затем главным хирургом эвакогоспиталей Москвы, заведующим хирургическим отделением больницы лечебно-санитарного управления Кремля. В 1955 г. по его инициативе был создан Институт грудной хирургии. Бакулев был его первым директором (ныне Институт сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева).
Профессиональная деятельность Бакулева связана с такими направлениями медицины, как хирургия почек, костная хирургия, хирургическое лечение язвенной болезни, хирургия сердца, опухоли средостения и лёгких. В 1948 г. он произвёл операцию по поводу врождённого порока сердца. Бакулев был также одним из пионеров нейрохирургии в СССР.
За разработку и внедрение радикальных операций на легких Бакулеву была присуждена Сталинская премия (1949), а за разработку и внедрение оперативных методов лечения приобретенных и врожденных пороков сердца и магистральных сосудов – Ленинская премия (1957). Бакулев был награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, а также орденами и медалями иностранных государств. В 1965 г. он первым из отечественных хирургов (и 13-м в мире) был удостоен почетной премии «Золотой скальпель». В 1958 г. Бакулев был избран действительным членом АН СССР. В течение шести лет, с 1953 по 1960 гг., он был президентом Академии медицинских наук. В 1960 г. Бакулеву Александру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Умер А.Н.Бакулев в Москве в 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Также завтра мы вспоминаем Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (1895-1970).
Семен Константинович Тимошенко родился 6 февраля 1895 г. в с. Фурмановка, ныне Одесской области. В юности батрачил. На военной службе с 1915 года. В Первую мировую войну воевал на Западном фронте в качестве пулеметчика в кавалерии. В Гражданскую войну отличился в боях под Царицыном (1918). Ближайший соратник С.М.Буденного, он прошел весь легендарный путь Конармии, был 5 раз ранен.
В сентябре 1939 года войска Украинского фронта под его командованием совершили освободительный поход в Западную Украину. Во время советско-финляндской войны (1939-1940) Тимошенко командовал Северо-западным фронтом, войска которого прорвали «линию Маннергейма». С.К.Тимошенко было присвоено звание Маршала Советского Союза 7 мая 1940 г. Раньше, в марте того же года, он стал Героем Советского Союза. С мая 1940 по июль 1941 гг. был Наркомом обороны СССР. В годы Великой Отечественной войны входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, был Главкомом стратегических направлений, командовал фронтами, как представитель Ставки координировал действия фронтов. С именем маршала Тимошенко связаны многие сражения Великой Отечественной войны — под Вязьмой (1941), Харьковом (1942), Ростовом-на-Дону (1941), Демянском (1943), победы в Ясско-Кишиневской (1944) и Будапештской (1944) операциях.
В послевоенный период С.К.Тимошенко командовал военными округами. В 1962-1970 гг. был председателем Советского комитета ветеранов войны. В 1965 г. ему было присвоено второе звание Героя Советского Союза. Награжден 15 орденами, Почетным революционным оружием и Почетным оружием, медалями. С.К.Тимошенко умер в 1970 г. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Бронзовый бюст маршала С.К.Тимошенко установлен в с. Фурмановка.
В этот день скончался в эмиграции один из организаторов февральского переворота 1917 года, историк, председатель партии кадетов Павел Николаевич Милюков (1859-1943).