По традиции, после просмотра зрителями фильма происходит его обсуждение с гостями. На этот раз гостями у Елены Мкртчан были главный редактор РНЛ Анатолий Степанов, искусствовед, художник-монументалист Алексей Артемьев и писатель Владимир Карпец. В ходе обсуждения также выступили священник Владимир Соколов, писатель, главный редактор журнала «Переправа» Арсений Замостьянов, известный историк, доцент МГИМО Ольга Четверикова, сопредседатель движения «Народный собор» Олег Кассин, руководитель общественного движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко и другие приглашенные.
В ходе обсуждения речь шла не только о самом фильме, который оставил у зрителей щемящее чувство утраты великой православной империи, но и о причинах падения Константинополя. Разумеется, речь зашла и о судьбах Третьего Рима. Зрители задавали участникам встречи много разных интересных вопросов.
Анатолий Степанов в своем выступлении обратил внимание на то, что трагедия Константинополя – это проявление общего глобального кризиса, который переживала в этот момент христианская ойкумена. В 1453 году пала столица Византийской империи, и это стало глубокой травмой для православного мира, а в 1492 году весь православный мир готовился к концу света, поскольку в этом году исполнилось ровно 7000 лет от сотворения мира. Верующие люди знали много пророчеств великих святых древности о том, что именно в 7000-м году от сотворения мира произойдет апокалипсис. Православные Церкви не составляли даже пасхалию на следующий, 1493 год, настолько все были убеждены в конце этого мира, на этот факт редко обращают внимание, но это часть общего глобального кризиса. Между тем в это время в Европе начинается ренессанс, в Европе говорят о возрождении. Пути православного мира и католического уже радикальным образом на тот момент разошлись.
Анатолий Степанов напомнил о том, что падению Константинополя предшествовало духовное предательство элитой Второго Рима: в 1439 году была заключена Флорентийская уния, которая призвана была, по мысли императора Византии и духовных властей империи, при помощи вооруженной поддержки Запада спасти гибнущую Византийскую империю. Однако, политические расчеты, которые были поставлены во главу угла взамен духовной правды, оказались тщетны, и Запад не оказал никакой помощи Византии.
В этот момент в Москве, на окраине православного мира, ее политический лидер повел себя по-другому. Великий князь Василий Васильевич Темный после получения известия о подписании унии и поминовения за Литургией папы Римского ставшего кардиналом митрополитом Исидором, приказал арестовать отступника от веры, возглавителя тогдашней Русской Православной Церкви митрополита Исидора и поместить его в темницу. Вскоре собравшийся собор русских епископов не признал унию и низложил митрополита Исидора, избрав на престол русского епископа Иону. Так предательство интересов Православия в угоду политическим резонам привело к торжеству Русской Православной Церкви. Анатолий Степанов подчеркнул, что этот поступок великого князя Василия Васильевича является для нас и сегодня уроком. Мы должны понимать, что для нас только власть, осознающая свои задачи перед Россией и перед русским народом, может не допустить унии и в нынешних условиях.
Главный редактор РНЛ в своем выступлении также остановился и на теме преемственности мировой и русской истории. «Мы привычно говорим о гибели империи, применительно к Византии, - сказал он. - Но империя не погибла, поскольку в этот момент на окраине православного мира происходит возвышение Москвы, и власть империи преемственно передается от Второго Рима к Риму Третьему. Таким образом, империя продолжилась».
Размышляя над сутью формулы «Православие, Самодержавие, Народность», известный русский общественный деятель, один из руководителей черносотенного движения начала 20 века Владимир Грингмут писал, что Первый Рим дал нам Православие, христианскую веру; Второй Рим присоединил к Православию Самодержавие, сделав государственной христианскую религию и утвердив имперский государственный принцип политики. Но Второму Риму не хватало полноты, не хватало народности, и вот, придя в Россию, на русскую землю, как пишет Грингмут, просветив золотые сердца русского народа. Эта триада получила полноту: Православие, самодержавие и народность. Поэтому, говоря о падении Второго Рима, подчеркнул Анатолий Степанов, нужно помнить, что этот процесс был неизбежным и закономерным, и лишь в Третьем Риме была достигнута полнота смысла существования православной империи. Поэтому сегодня мы должны извлечь уроки из того, что произошло со Вторым Римом и попытаться в нынешних условиях эти уроки реализовать.