«По старому обряду литургия более аскетична»

Игумен Кирилл (Сахаров) о литургии архиерейским чином по старому обряду

0
854
Время на чтение 5 минут

По старому обряду литургия более аскетична. Протоиерей Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» писал, что одна из причин реформы Патриарха Никона в этой сфере была обусловлена его желанием большей помпезности. Получился некоторый перекос, излишний акцент на личности архиерея. Не буду отмечать все особенности совершения литургии по старому обряду (на эту тему я уже писал), отмечу только особенности архиерейской службы.

Заключительную молитву на входных молитвах архиерей читает не у Царских врат, а у престола. Здесь он осеняет крестом все сослужащее духовенство, а потом еще и каждого благословляет.   Священнослужители делают два поясных и один земной поклоны у престола, диакон читает «прощение», и все, поцеловав престол, подходят к архиерею с облачением за благословением: «Благослови владыко облачитися во вся священная» (все части облачения, кроме фелони, они держат на левом плече со спины).

Архиерей благословляет облачение у каждого священнослужителя на плече со словами: «Благословен Бог наш...» В ответ священнослужители отвечают «Аминь».

Облачившись сам, архиерей на часах поминает о здравии и об упокоении, вынимая по одной частице из каждой из двух просфор на жертвеннике, а затем через Царские врата выходит на кафедру с предходящими двумя свещеносцами, которые ставят свещи перед кафедрой. Возгласы на часах после «Отче наш» попеременно делают священники в алтаре, а возгласы «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас» - архиерей. На часах, находясь на кафедре, архиерей тихо читает несколько приготовительных молитв перед литургией.

Чтение часов заканчивается отпустом совершавшего проскомидию священника в Царских вратах. После отпуста Царские врата затворяются, все сослужащие выходят северными и южными вратами к архиерейскому месту, кланяются в  пояс архиерею, читается прощение в положении ниц (непосредственно читает диакон); по окончании чтения архиерей громко на всю церковь говорит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

После малого входа архиерей на три стороны с амвона осеняет молящихся трикирием и дикирием и, зайдя в алтарь, начинает каждение (по обычному чину это делается при медленном пении «Исполла…» - при этом алтарь не кадится). Во время пения «Святый Боже» архиерей крестообразно осеняет трикирием Евангелие, которое приподнимают два священника, стоящие справа и слева от престола, в вертикальном положении.

При первом осенении он произносит молитву:
«Господи, Господи, призри с небеси, и виждь, и  посети виноград сей, и соверши его, яже насади десница Твоя. Буди рука Твоя на мужа, десница Твоя на сына человеча, его же укрепил еси Себе».
При втором, со словами: «Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое: и спасени будем».  
При третьем: «Троице Пресвятая: Отче и Сыне и Святый Душе призри с небесе святаго Своего и благослови вся». После прочтения Апостола священнослужители, стоящие справа и слева от архиерея (только двое) перекрестившись, целуют один палицу, а другой - омофор архиерея (перед этим он снимается старшим священником и диаконом). Архиерей каждого благословляет с теми же словами, как и после входных молитв.

Во время пения «аллилуйа» диакон кадит только алтарь и всех служащих, поющих и молящихся; иконостас не кадит.

Архиерей осеняет себя крестом со словами:
«Силою Честнаго и Животворящаго Креста Господи помилуй и спаси мя грешнаго» (с этими же словами осеняет крестом всех священнослужителей - «... Господь да помилует и спасет тя»).

Священники по старшинству подходят к архиерею по кругу и вновь становятся каждый на свое место. Евангелие протодиакон читает не на кафедре, а на амвоне. После окончания чтения архиерей говорит: «Мир ти» и принимает у диакона Святое Евангелие у Царских врат. Певцы поют: «Слава Тебе, Господи».

Старший священник, перекрестившись и поцеловав Евангелие, принимает его у архиерея и потом подносит его для целования всем священникам (так же, как и при целовании креста перед Евангелием, после его прочтения все к нему прикладываются, идя по кругу). Все возгласы после Евангелия произносит только архиерей. По окончанию великого входа он, также как и по обычному чину, принимает дискос от протодиакона и поминает Патриарха, митрополитов и т.д. Потом, взяв чашу, произносит: «Да помянет Господь Бог благотворящих ко святому храму сему и совершающих торжество дне сего, чтущих, поющих, предстоящих и всех православных христиан во Царствии Своем всегда и ныне и присно и во веки веком». По великом входе завеса закрывается, а Царские врата остаются открытыми. Затем при открытой завесе архиерей на три стороны, держа в руках дикирий и трикирий, осеняет ими храм, каждый раз произнося слова: «Господи, Господи, призри с небеси, и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, яже насади десница Твоя».

Клирос поет: «Исполайте деспота» (трижды, коротко, на каждое осенение). По отшествии архиерея в алтарь, Царские врата закрываются только завесой. В начале Евхаристического канона во время пения «Милость мира» завеса вновь отверзается до возглашения архиереем «Благодарим Господа», включительно. После отпуста при первых запевах «Многая лета» архиерей, держа крест двумя руками, пальцами, сложенными в двуперстном благословении, стоя в Царских вратах, осеняет сначала алтарь и сразу народ по центру. При пении многолетия во второй раз – правый клирос на последнем пении «Многая лета». При пении в третий раз – так же как и правый клирос, осеняет и левый.

Архиерей осеняет крестом всех подходящих со словами: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста да сохранит тя Господь» и по окончании в Царских вратах осеняет им всех со словами: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста сохрани нас Господи» и, положив крест на престол, возвращается на амвон и делает исходные поклоны (при закрытых Царских вратах).

Приветственное слово настоятеля.

Проповедь архиерея (по её окончании хор поет: «Много лет ти, святый владыко»).

Архиерей заходит в алтарь через Царские врата, и они закрываются.

Архиерей разоблачается у кресла в алтаре, хор в это время протяжно поет: «Тон деспотин».

«Господу помолимся» перед каждой благодарственной молитвой после причащения, а перед последними двумя «Премудрость» возглашает диакон после того, как священник сказал: «Бог благословит» чтецу.

По окончании благодарственных молитв архиерей в архиерейской  мантии  выходит через царские врата и, благословляя направо и налево, один раз говорит: «Да сохранит Господь Бог вся вы...» Хор: «Аминь. Исполайте деспота» (один раз). Архиерей благословляет всех молящихся индивидуально - хор в это время поет стихеры праздника.

Архиерей идет к западным дверям, впереди его свещеносец, а за архиереем попарно духовенство.

Идя через храм, архиерей творит общее благословление направо и налево.

Став у западных дверей, архиерей и все духовенство совершают три поклона.

Архиерей благословляет на три стороны людей со словами: «Да сохранит Господь Бог вся вы».

Хор: «Много лет ти владыко», и все кланяются.

Архиерей, сняв мантию, одевает теплую рясу и направляется на трапезу.

У входа в корпус, где расположена трапезная, архиерей делает общее благословление.

Хор: «Исполайте деспота». Архиерей кратко всех благодарит и заходит в корпус.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06