По старому обряду литургия более аскетична. Протоиерей Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» писал, что одна из причин реформы Патриарха Никона в этой сфере была обусловлена его желанием большей помпезности. Получился некоторый перекос, излишний акцент на личности архиерея. Не буду отмечать все особенности совершения литургии по старому обряду (на эту тему я уже писал), отмечу только особенности архиерейской службы.
Заключительную молитву на входных молитвах архиерей читает не у Царских врат, а у престола. Здесь он осеняет крестом все сослужащее духовенство, а потом еще и каждого благословляет. Священнослужители делают два поясных и один земной поклоны у престола, диакон читает «прощение», и все, поцеловав престол, подходят к архиерею с облачением за благословением: «Благослови владыко облачитися во вся священная» (все части облачения, кроме фелони, они держат на левом плече со спины).
Архиерей благословляет облачение у каждого священнослужителя на плече со словами: «Благословен Бог наш...» В ответ священнослужители отвечают «Аминь».
Облачившись сам, архиерей на часах поминает о здравии и об упокоении, вынимая по одной частице из каждой из двух просфор на жертвеннике, а затем через Царские врата выходит на кафедру с предходящими двумя свещеносцами, которые ставят свещи перед кафедрой. Возгласы на часах после «Отче наш» попеременно делают священники в алтаре, а возгласы «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас» - архиерей. На часах, находясь на кафедре, архиерей тихо читает несколько приготовительных молитв перед литургией.
Чтение часов заканчивается отпустом совершавшего проскомидию священника в Царских вратах. После отпуста Царские врата затворяются, все сослужащие выходят северными и южными вратами к архиерейскому месту, кланяются в пояс архиерею, читается прощение в положении ниц (непосредственно читает диакон); по окончании чтения архиерей громко на всю церковь говорит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
После малого входа архиерей на три стороны с амвона осеняет молящихся трикирием и дикирием и, зайдя в алтарь, начинает каждение (по обычному чину это делается при медленном пении «Исполла…» - при этом алтарь не кадится). Во время пения «Святый Боже» архиерей крестообразно осеняет трикирием Евангелие, которое приподнимают два священника, стоящие справа и слева от престола, в вертикальном положении.
При первом осенении он произносит молитву:
«Господи, Господи, призри с небеси, и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, яже насади десница Твоя. Буди рука Твоя на мужа, десница Твоя на сына человеча, его же укрепил еси Себе».
При втором, со словами: «Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое: и спасени будем».
При третьем: «Троице Пресвятая: Отче и Сыне и Святый Душе призри с небесе святаго Своего и благослови вся». После прочтения Апостола священнослужители, стоящие справа и слева от архиерея (только двое) перекрестившись, целуют один палицу, а другой - омофор архиерея (перед этим он снимается старшим священником и диаконом). Архиерей каждого благословляет с теми же словами, как и после входных молитв.
Во время пения «аллилуйа» диакон кадит только алтарь и всех служащих, поющих и молящихся; иконостас не кадит.
Архиерей осеняет себя крестом со словами:
«Силою Честнаго и Животворящаго Креста Господи помилуй и спаси мя грешнаго» (с этими же словами осеняет крестом всех священнослужителей - «... Господь да помилует и спасет тя»).
Священники по старшинству подходят к архиерею по кругу и вновь становятся каждый на свое место. Евангелие протодиакон читает не на кафедре, а на амвоне. После окончания чтения архиерей говорит: «Мир ти» и принимает у диакона Святое Евангелие у Царских врат. Певцы поют: «Слава Тебе, Господи».
Старший священник, перекрестившись и поцеловав Евангелие, принимает его у архиерея и потом подносит его для целования всем священникам (так же, как и при целовании креста перед Евангелием, после его прочтения все к нему прикладываются, идя по кругу). Все возгласы после Евангелия произносит только архиерей. По окончанию великого входа он, также как и по обычному чину, принимает дискос от протодиакона и поминает Патриарха, митрополитов и т.д. Потом, взяв чашу, произносит: «Да помянет Господь Бог благотворящих ко святому храму сему и совершающих торжество дне сего, чтущих, поющих, предстоящих и всех православных христиан во Царствии Своем всегда и ныне и присно и во веки веком». По великом входе завеса закрывается, а Царские врата остаются открытыми. Затем при открытой завесе архиерей на три стороны, держа в руках дикирий и трикирий, осеняет ими храм, каждый раз произнося слова: «Господи, Господи, призри с небеси, и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, яже насади десница Твоя».
Клирос поет: «Исполайте деспота» (трижды, коротко, на каждое осенение). По отшествии архиерея в алтарь, Царские врата закрываются только завесой. В начале Евхаристического канона во время пения «Милость мира» завеса вновь отверзается до возглашения архиереем «Благодарим Господа», включительно. После отпуста при первых запевах «Многая лета» архиерей, держа крест двумя руками, пальцами, сложенными в двуперстном благословении, стоя в Царских вратах, осеняет сначала алтарь и сразу народ по центру. При пении многолетия во второй раз – правый клирос на последнем пении «Многая лета». При пении в третий раз – так же как и правый клирос, осеняет и левый.
Архиерей осеняет крестом всех подходящих со словами: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста да сохранит тя Господь» и по окончании в Царских вратах осеняет им всех со словами: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста сохрани нас Господи» и, положив крест на престол, возвращается на амвон и делает исходные поклоны (при закрытых Царских вратах).
Приветственное слово настоятеля.
Проповедь архиерея (по её окончании хор поет: «Много лет ти, святый владыко»).
Архиерей заходит в алтарь через Царские врата, и они закрываются.
Архиерей разоблачается у кресла в алтаре, хор в это время протяжно поет: «Тон деспотин».
«Господу помолимся» перед каждой благодарственной молитвой после причащения, а перед последними двумя «Премудрость» возглашает диакон после того, как священник сказал: «Бог благословит» чтецу.
По окончании благодарственных молитв архиерей в архиерейской мантии выходит через царские врата и, благословляя направо и налево, один раз говорит: «Да сохранит Господь Бог вся вы...» Хор: «Аминь. Исполайте деспота» (один раз). Архиерей благословляет всех молящихся индивидуально - хор в это время поет стихеры праздника.
Архиерей идет к западным дверям, впереди его свещеносец, а за архиереем попарно духовенство.
Идя через храм, архиерей творит общее благословление направо и налево.
Став у западных дверей, архиерей и все духовенство совершают три поклона.
Архиерей благословляет на три стороны людей со словами: «Да сохранит Господь Бог вся вы».
Хор: «Много лет ти владыко», и все кланяются.
Архиерей, сняв мантию, одевает теплую рясу и направляется на трапезу.
У входа в корпус, где расположена трапезная, архиерей делает общее благословление.
Хор: «Исполайте деспота». Архиерей кратко всех благодарит и заходит в корпус.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке