Его Святейшество отметил, что если взять весь период времени в 1025 лет, то о каждом из этапов этого исторического пути можно многое сказать. «Но все-таки нам нужно выбрать некий приоритет. Можно, конечно, говорить и обо всем пути, но такое послание не будет иметь яркого фокуса. Поэтому мне кажется, что мы должны сконцентрироваться, в первую очередь, на 25 годах возрождения нашей Церкви и веры. Эти 25 лет, которые начались с 1000-летия Крещения Руси, были ознаменованы радикальными переменами в жизни наших народов и в жизни Церкви, и вообще принципиальными изменениями в отношении к значению христианских ценностей для наших народов. Действительно, за нашими плечами - четверть века возрождения церковной жизни. Большинство из тех, кто здесь присутствует, были участниками тех событий или, по крайней мере, помнят, что произошло 25 лет назад, но уже для многих в нашем обществе 80-е и 90-е годы прошлого века - это история, известная только из книг, лекций, рассказов, фильмов и телепередач. Полагаю, что нам нужно зафиксировать годы церковного возрождения в исторической памяти людей. Хочу сказать, что эти 25 лет, с точки зрения возрождения церковной жизни, - феномен, которому нет равных в мировой истории. Никогда и нигде, ни в одной точке земного шара, за такой короткий промежуток времени не было построено столько храмов, создано столько христианских общин. Никогда не было такого мощного прорыва в церковной и шире, в религиозной жизни, как это произошло на пространствах исторической Руси», - подчеркнул Патриарх.
«Нам нужно помочь людям понять, почему все это стало возможным, какая сила подвигла наши народы к столь грандиозным свершениям. Это уникальный, ярчайший феномен в истории человечества», - подчеркнул Патриарх Кирилл.
О возрождения Православия на территории Исторической России рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель Владимир Крупин.
Очень хорошие слова сказаны Патриархом. Все мы, и люди старшего поколения, и более молодые, были свидетелями этого чуда, как засверкали купола, как вознеслись кресты, как народ пошел в храмы. Конечно, в начале было больше напора, больше энтузиазма. Это совершенно объяснимо: народ истосковался, душа истосковалась по звучанию молитв, по литургической службе. А потом немного отхлынули, потому что в церковь вначале пошла госпожа-интеллигенция, а оказалось, что вера в Бога - это не увеселительное мероприятие, надо Заповеди Божии соблюдать, в храм ходить, поститься, над своей душой работать, добрые дела делать.
Но возрождение, несомненно, идет, оно реально, зримо. Где бы я ни был, вот, к примеру, Сургут, - его теперь невозможно представить без церквей. А моя любимая Вятка? Как ее представить без храмов? Или мое родное село без восстановленной церкви? Поэтому, когда раздаются заупокойные завывания по России-матушке, - это неправда. В России внутри есть какая-то мощная, совершенно необоримая духовная сила, которая не дает нам унывать.
25 лет, как говорят на Востоке, это «взмах ресниц», это движение истории. Я счастлив, что я в это время живу, счастлив, что и на меня, как на всю мою Родину, свалились тяжести и трудности. Ведь вся злоба, бесовщина как раз и происходит от того, что народ идет ко Христу. Мы или ближе ко Христу, или дальше от Него. Раз мы идем ко Христу, то на нас восстают «духи злобы поднебесной», строят козни, провокации, диверсии. Но это естественно, и унывать не следует. Малое стадо на корабле спасения идет по волнам житейского моря. И Церковь святые отцы сравнивают с кораблем: мачты - колокольни и алтарь, устремленный вперед. Море бушует, а на корабле своя жизнь в согласии и труде.
Мы живем в удивительнейшую эпоху. Я помню 1980-й год, когда отмечалось 600-летие Куликовской битвы. Какой был взлет энтузиазма, какой величайший патриотизм, как выезжали на воскресники на Бородинское, на Куликово поле, и потом - следующий этап, 1000-летие Крещения Руси. Напуганное народным подъемом русских людей, вдохновленных празднованием этих великих исторических дат, так называемое международное сообщество, мировое правительство искало покрепче схватить Россию в свои щупальца.
А недавнее болотное «кваканье» было реакцией на многомиллионные очереди, выстраивавшиеся к православной мировой святыне - Поясу Пресвятой Богородицы. Они перепугались, болотные наши борцы за «правое» дело. Но у них никого, за кем бы пошел русский народ, они вырожденцы. Настоящее ощущение подлинной духовной жизни религиозное, православное. Что нам искать национальную идею, когда она и так есть тысячу лет - это Православие. Дай Бог нам отметить грядущую дату и жить во славу Божию, ведь «ветер века, он в наши дует паруса».