Но более меня поразило высказывание Березовского о Ходорковском. Это слова о том, что Ходорковский, оставшись в России, все же сохранил себя. А вот он, уехав, себя потерял.
Следует признать, что множество людей уезжают сегодня из страны без сожаления. Возможно, они находят где-то более приемлемые условия жизни. Немного, наверное, значит Россия для ученого, жизнь которого проходит в лаборатории. Не столь же много она значима и где-нибудь в Германии для простого, но живущего в достатке рабочего, некогда бывшего в России нищим инженером. Поводов для отъезда всегда много и у каждого они свои. Но для человека, состоявшегося в конкретной среде текущей русской жизни, утрата связей с ней, конечно, драматична.
Не хочу ерничать по поводу того, что «сохранить себя» у Березовского была прекрасная возможность, останься он в России и последуй судьбе бывшего владельца «Юкоса». Что случилось, то случилось.
При всем том, что это человек, сделавший для страны многое из того, что нам кажется плохим, мы не можем закрывать глаза на то, что именно этот человек, будучи личностью, оказался у истока движения в политике другой личности, с которой мы сегодня, в той или иной мере, соединяем свои надежды.
Эмоциональность и хлопанье дверями в политике ведут к личным трагедиям. Система остается. Личность выпадает. Специалист теории систем, даже дослужившись на этом поприще до членкора Академии наук, не понял, что жизнь системы по имени Россия продолжается, даже когда из нее уходят правые и не правые.
Но это признание своей неразрывной связи с землей, его взрастившей и давшей возможность расцвести его талантам, дорогого стоит. Хотя, конечно, Борис Абрамович не изменил себе, впав в депрессию по поводу потери денег после отказа в иске к Абрамовичу…
Но, хочется думать, что силы небесные позаботились, таким образом, о душе православного христианина, ибо не может богатый войти в Царство Небесное.
Павел Дмитриев, адвокат, публицист, Санкт-Петербург
3. Re: Цена ухода
2. Re: Цена ухода
1. Re: Цена ухода