Говоря о советских солдатах, павших в эту войну, В.Путин заметил: «Это люди, которые выполняли воинский долг. Мы сейчас не будем давать оценок по поводу того, правильно или неправильно действовало советское руководство в 1939 году с политической точки зрения. Хотя при самом беглом анализе можно сделать вывод о том, что всё-таки государственные границы в 17 километрах или в 20 километрах от Петербурга - это в общем и целом достаточно большая угроза для пятимиллионного города».
По словам Президента, «большевики того времени пытались исправить исторические ошибки, которые наделали в 1917 году, после того как воспользовались вооруженной поддержкой со стороны финских вооруженных формирований, входивших тогда в русскую армию, но поддержавших, как известно, в значительной своей степени оказавших влияние на исход октябрьского восстания, переворота. Потом опомнились: граница-то рядом, договориться уже не смогли и пошли на эту войну».
Отметив, что в начальный период эта война была «своеобразной, кровавой и малоэффективной с нашей стороны», В.Путин обратил внимание, что «потом все встало на свои места»: «Через несколько месяцев безрезультатных боев, достаточно кровопролитных, перестроились, начали действовать по-другому, сосредоточили значительные силы, средства. Стало ясно, что силами только одного Ленинградского военного округа войну не выиграть. Начали действовать по-другому. И уже обратная сторона почувствовала всю мощь Российского государства, тогда Советского государства».
Слова В.Путина не остались не замеченными. Как сообщает сайт ИноСМИ, некоторые иностранные издания поспешили сообщить о том, что «Путин оправдывает советское вторжение в Финляндию в 1939-м». В частности, как отмечает португальское издание "Publico", «Путин оправдывает, а не осуждает проведенную Сталиным военную операцию, очень похожую на те, что Гитлер осуществлял по отношению к другим европейским странам». «Представьте, какой шум вызвала бы в Европе декларация канцлера Германии Ангелы Меркель, в которой она бы оправдывала действия Гитлера аргументами нацистской пропаганды, например, что "немцам необходимо жизненное пространство"», - возмущается автор заметки, который считает, что «в то время, как финны решают, становиться ли их стране членом НАТО, Путин сделал им отличный подарок, дав неопровержимый аргумент тем, кто поддерживает вариант вступления. Завтра какой-нибудь другой российский лидер посчитает, что граница Финляндии располагается слишком близко от города Выборга или даже Санкт-Петербурга». «Европейский союз, хотя и погрузился в кризис, должен обращать внимание на такого рода заявления», - заявляет "Publico".
Прокомментировать слова Владимира Путина о Советско-финской войне и дать ей оценку, мы попросили ветерана Великой Отечественной войны, доктора исторических наук, вице-президента Академии военно-исторических наук, профессора Михаила Ивановича Фролова.
«Главной целью войны являлась задача отодвинуть границу от Ленинграда. Когда советская власть предоставила независимость Финляндии, говорилось о том, что граница прошла слишком близко от Ленинграда, и что это представляет опасность для города и в будущем может вызвать осложнения. Однако финская сторона в то время, опираясь на поддержку Германии, не согласилась с этим. В 1939 году эта опасность усилилась в связи с началом Второй мировой войны.
Ни у кого не было сомнений, что рано или поздно эта война докатится до Советского Союза. Приведу маленький, но показательный пример. Когда 23 августа 1939 года был заключен советско-германский Пакт о ненападении, я в это время учился в Первой специальной артиллерийской школе г.Москвы, и мы спросили у преподавателя истории, почему мы заключили договор с фашистами. Он ответил, что это дело времени, это в государственных интересах, но воевать с Германией мы будем. Вопреки всему, что сейчас пытаются утверждать, все знали и понимали, что Пакт временный. Поэтому границу от Ленинграда отодвигать было необходимо.
Сталин в 1940 году говорил о том, что судьба Ленинграда - это судьба страны. Нельзя было подвергать такой опасности многомиллионный город. Позже Паасикиви Юхо Кусти также признавал, что в Советско-финской войне была и вина Финляндии, ибо она проигнорировала интересы СССР и не пошла на ответные уступки со стороны Советского Союза. И Молотов и Паасикиви признали обоюдную вину в этой войне. Таким образом эта война возникла в силу объективных обстоятельств, когда правительства двух стран не нашли удовлетворительного мирного решения, обеспечивающего безопасность Ленинграда. И мы знаем, что в 1941 году Ленинград попал в Блокаду. А если бы граница проходила совсем близко, как бы сложилась судьба Ленинграда? Конечно, история не имеет сослагательного наклонения, но, тем не менее, мы можем сказать, что это обернулось бы трагедией для великого города. Это первый момент.
Второй момент заключается в следующем: когда говорят о том, что наши солдаты и офицеры участвовали в несправедливой войне, хочется напомнить, что они исполняли свой воинский долг. Они исполняли Присягу, которую давали советскому народу, и защищали интересы своей страны. Поэтому все, кто выжил и кто погиб, заслуживают величайшего уважения и памяти. «Вечная память погибшим и вечная слава живым». Набрасывая тень несправедливости, как делают некоторые «особо продвинутые» неолиберальные историки, говоря об «агрессии», они забывают о причинах этих событий. Надо отдать дань уважения и памяти нашим героическим воинам, которые в тяжелейших условиях, не имея никакого опыта войны, выполнили свой долг перед Отечеством и перед народом».
1. Михаил Фролов: «В Советско-финской войне была и вина Финляндии»